Сообщество / Инклюзивное образование

Актуальные публикации в научных журналах педагогического профиля

Элеонора Агапова
09.12.2021 13:36

Сообщений: 112

Журнал "Проблемы современного педагогического образования"

Луговая Ольга Михайловна, Черникова Ирина Владимировна

"ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье анализируются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается сущность феномена инклюзивная среда, особенности перехода к инклюзивному образованию в отечественной педагогической практике. Авторы всесторонне рассматривают влияние инклюзивной среды на социализацию данной категории детей, выделяют перспективы работы в направлении развития инклюзивной среды в образовательных учреждениях.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Школьные технологии"

Шевелева Дария Евгеньевна

"УЧИТЕЛЯ МАССОВЫХ ШКОЛ ДЛЯ ИНКЛЮЗИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

В статье рассматриваются профессиональные качества, необходимые учителям массовых школ для проведения инклюзивного образования. Проанализированы личностная и профессиональные компетенции в профессиограмме учителя. На основе компаративистского подхода показана идентичность позиций учёных разных стран относительно набора профессиональных качеств педагогов. Обоснована позиция, что при отсутствии необходимых профессиональных качеств появляется существенный риск для практических сторон совместного обучения.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Специальное образование"

М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, О. В. Югова, М. О. Захарова

"СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных факторов полноценного обучения ребенка является включение его родителей в коррекционно-развивающий процесс. В исследовании освещены трудности, с которыми сталкиваются семьи особого ребенка: психологический компонент, отсутствие знаний и готовности к обучению и воспитанию ребенка с учетом его особенностей, социальная дезадаптация. Такая семья нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении различных специалистов.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Мир науки, культуры, образования"

О.А. Бокова, С.И. Тарахов

"ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Предложенная авторами программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленная на социализацию личности ребенка, позволяет создать организационные и профессиональные условия для системной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей детей с ОВЗ в центре дополнительного образования, т.к. учитывает совокупность психологических, педагогических, личностных факторов, а также основные закономерности функционирования и развития региональной системы поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Программа предполагает повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, направленную на повышение эффективности их включения в общество.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал «Инновационная наука», 2021.

Кушнерева Н.П., Полиниченко Т.И.

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Статья посвящена вопросу инклюзивного образования в Российской дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО, а также рассмотрению достоинств и проблем реализации инклюзивной образовательной практики в детском саду. Представлено описание нормативного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации (ДОО), установок проектирования инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и практических проблем внедрения инклюзивного образования в современных дошкольных организациях.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Наука и школа / Science and School", 2020.

Безбородова Л.А., Земскова Л.В., Жук А.С.

"ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В статье рассматривается проблема взаимодействия учителя с инклюзивной образовательной средой и влияние данной среды на его профессиональное и личностное развитие. Авторы представили барьеры и трудности работы учителя с детьми с ОВЗ в «инклюзивной школе» общего начального образования; поиск психолого-педагогической поддержки для учителя и технологий эффективности инклюзивного образования. В статье представлено эмпирическое изучение ситуации развития инклюзивной практики обучения и запросов учителей. Авторы указывают на связь между удовлетворенностью учителя работой и общением учителей в профессиональных педагогических кругах, что делает это основным ресурсом педагогической работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Авторы считают, что жизнестойкость и удовлетворенность работой учителей служит
основой для разработки технологий и методов педагогической поддержки педагога в процессе преодоления возникающих трудностей в профессиональной педагогической деятельности. Результаты этой поддержки являются основой для дальнейшей разработки технологий и научно-практических рекомендаций для учителей.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Наука и школа", 2020.

Якубова Ф.Р.

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА – КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведен теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования инклюзивной культуры среди обучающихся образовательных организаций. На основе теоретического обзора научно-методической литературы раскрыто ключевое понятие «инклюзивная культура». Анализируется значение формирования инклюзивной культуры в современном обществе. Социально важной проблемой педагогической науки является вопрос обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях образовательных учреждений. Совместное обучение в образовательном учреждении условно здоровых учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, или инклюзивное образование, – одна из эффективных форм интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал

Репринцева Г.А., Политова Р.И.

Современные тенденции инклюзивного и специального образования 

Социально-экономические изменения влияют на систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции глобализации и гуманизации накладываются на традиции государственных систем образования и региональные особенности, однако можно выделить общие тренды – изменения в ценностях-целях и ценностях-средствах. Проблемные зоны и направления совершенствования отечественного образования отражены в проекте Стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Готовность к командному взаимодействию авторы рассматривают как одну из важнейших составляющих профессиональной позиции педагога в современных условиях. Сотрудничество с семьей (начиная с системы ранней помощи), использование возможностей специального образования – важные направления в совершенствовании инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-tendentsii-inklyuzivnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Современное образование"

Шаповалова М.А., Денисова О.А.

Тенденции развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России

В настоящее время отличительной чертой образовательной политики многих экономически развитых стран в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является смена системы специального коррекционного образования на интеграционную (инклюзивную) форму обучения в массовых учебных заведениях. Авторы рассмотрели общие варианты и механизмы практического осуществления теоретических оснований идеи инклюзии в общеобразовательных школах таких стран, как Германия, Канада, Норвегия, США, Швеция, Франция и Индия.

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Общество: социология, психология, педагогика"

Позднякова И.О., Беллуян А.М.

Родительская поддержка как фактор субъективного позитивного восприятия отношения к себе у обучающихся с ЗПР в условиях инклюзии.

Родительская поддержка приобретает особое значение в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях инклюзивного образования. Родители играют важную роль в формировании у ребенка с ограниченными возможностями здоровья умения правильно оценивать поведение окружающих и отношение к себе. Эмоциональная незрелость, неразвитая самооценка и слабая регуляция поведения у детей с задержкой психического развития затрудняют коммуникацию и самостоятельное решение 
проблемных ситуаций взаимодействия с окружающими людьми. В статье представлены характеристики родительской поддержки младших школьников с задержкой психического развития. Результаты исследования показали, что детская оценка родительской поддержки не всегда совпадает с оценкой педагогов инклюзивных классов. Получены данные о том, что субъективное восприятие отношения к себе у младших школьников с задержкой психического развития связано с качественными характеристиками родительской поддержки.

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журанал "Научно-педагогическое обозрение"

Акулова Е.Г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Используя сравнительно-исторический подход, исследуются развитие и трансформация метода М. Монтессори в России: от активного пропагандизма и принятия до полного отрицания. 
Описаны изменения в понимании метода Монтессори в России, его критическое осмысление 
ведущими русскими педагогами. Представлены результаты методологического изучения ключевых принципов и подходов педагогики Монтессори. Дана характеристика системы основных тенденций развития современных монтессори-образовательных учреждений за рубежом. Рассматривается актуальный опыт монтессори-пространства Нидерландов, Германии, США. 
Выделяется общий образовательный вектор современной монтессори-педагогики: от закрытой системы специальных школ к открытой системе образования, отвечающей нормам цивилизованного общества, с включением людей с особенностями в развитии. Приведены примеры комплексных образовательных монтессори-учреждений, уникальной системы подготовки и повышения квалификации монтессори-педагогов, монтессори-программ, решающих проблемы толерантного отношения к людям с особенностями в развитии. В рамках системы мировых тенденций обозначается специфика возрождения монтессори-педагогики в современной России. 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Коррекционно-педагогическое образование"

Прядильникова Ф.Р.

Из опыта педагогической работы.

Особенности совершенствования устной речи у школьников с нарушением слухового восприятия.

Сформированность произношения у старшеклассников с нарушением слухового восприятия зависит как от степени и характера нарушения слуха, так и от времени его возникновения, и от уровня речевого и психофизического развития, в том числе и от наличия дополнительных отклонений развития. Целью данной работы являлось проведение коррекционных учебно-методических занятий по совершенствованию произношения у неслышащих и слабослышащих старшеклассников в условиях коррекционной школы. Данная работа велась с учащимися-старшеклассниками, у которых уже сформированы определенные навыки, однако совершенствование произносительной стороны речи у неслышащих и слабослышащих школьников остается достаточно значимой задачей. Учитывая то, что глухие и слабослышащие плохо анализируют речь или не анализируют ее вообще, то есть они не разлагают простейшие звуко-произносительные ее элементы, возникает необходимость усиливать ответные реакции, придавая им четкость, нивелируя грубость и расплывчатость тех или иных звуков.

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Вопросы образования", 2022

Большаков Н.В., Долгова Е.М.

Инклюзивное образование в пространстве постсоциализма: сравнительный анализ родительской удовлетворенности

После распада СССР образовательные системы бывших союзных республик развиваются независимо друг от друга и имплементируют в практику новые правовые и профессиональные нормы. Многие из этих норм имеют универсальный характер, в частности принятие инклюзии и обеспечение равенства доступа к образованию для всех категорий населения, в особенности 
доступа к среднему и высшему образованию для детей с различными формами инвалидности. 
В данном исследовании на основании результатов опроса родителей школьников в Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, России, Таджикистане, Узбекистане и Украине оценивается удовлетворенность родителей детей с особыми образовательными потребностями и без таковых обучением их детей в инклюзивных школах. Сделан вывод о том, что родители относятся к инклюзивному образованию скорее положительно, причем как родители детей с инвалидностью, так родители детей, не имеющих особых образовательных потребностей, хотя основной запрос на инклюзивное образование исходит именно от родителей детей с инвалидностью. В большинстве стран опрошенные оценивают ситуацию в инклюзивных школах как небезупречную, в частности они не удовлетворены квалификацией учителей. Проведенное исследование свидетельствует о том, что страны постсоветского пространства крайне неоднородны по показателям родительской удовлетворенности инклюзивным образованием и находятся на разных этапах его развития.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Педагогика: история, перспективы"

Бондарева П.Г., Игнатович В.К., Игнатович С.С.

О ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы взаимосвязи развития психической сферы и творческих способностей ребенка. В качестве объекта исследования отражен процесс психофизиологического развития ребенка. Предметом выступила роль творчества в развитии ребенка. Показана цель исследования – раскрыть ведущую роль творчества в процессе психофизиологического развития ребенка. Отражена основная задача исследования – описать механизмы влияния творчества на физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье охарактеризованы ключевые понятия, связанные с творческим развитием детей. Сделан вывод о том, что творчество способствует налаживанию социальных контактов и развитию общего интеллекта. Кратко описан проект, направленный на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, который реализуется во взаимодействии студентов и учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Наиля

Сообщений: 30

Журнал "Мир науки, культуры, образования", 2022.

Палецкая Т.В., Огольцова Е.Г.

АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

В работе представлено обоснование актуальности проблемы адаптации младших школьников с ЗПР в условиях инклюзии. Авторами охарактеризовано содержание понятий «адаптация», «школьная адаптация», «инклюзивная культура», а также рассмотрены направления, отражающие особенности организации психолого-педагогических условий адаптации обучающихся в инклюзивной среде. Описаны и сопоставлены показатели школьной адаптации с особенностями ее проявления у детей с ЗПР. Сформулирована совокупность педагогических и психологических условий организации процесса адаптации детей данной группы в инклюзивном классе. На основании полученных эмпирических данных представлены причины сложностей адаптации младших школьников с ЗПР. Полученные результаты могут быть использованы при разработке индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных программ для младших школьников с ЗПР.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Гуманитарные науки", 2022

Челнокова Т.А.

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среди актуальных тем современных педагогических исследований – тема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Достижение равенства образовательных прав людей, имеющих нарушения психофизического развития, определяет необходимость перемен в сфере образования, обществе в целом, поэтому тема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья становится популярной темой исследований. Популярность темы в научных исследованиях предопределила формирование теоретических основ инклюзивного образования.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Мир науки, культуры, образования", 2022

Гайдук Д.В., Зуев В.М., Смирнов А.А., Федулов Б.А., Шатьков Д.В.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрывается проблема совершенствования воспитательного процесса в инклюзивном образовании. Уточнено понятие воспитательного процесса в современных условиях. Раскрыты адаптационные возможности воспитательного процесса, обеспечивающие активное включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду образовательной организации. Обобщены психологические особенности обучающихся данной категории. Определена необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации по вопросам воспитания. Выявлены реабилитационные и коррекционные воспитательные воздействия преподавательского состава, способствующие устранению психологических и физических затруднений обучающихся в образовательной деятельности. Раскрыта организация продуктивных коммуникационных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и педагогами. Предложены направления формирования инклюзивной культуры в образовательной организации и обществе. Предлагаются направления комплексного подхода при организации воспитательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях. Обоснованы пути решения основных проблем воспитания в инклюзивном образовании. 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Вопросы образования", 2022

Большаков Н.В., Долгова Е.М.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТСОЦИАЛИЗМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

После распада СССР образовательные системы бывших союзных республик развиваются независимо друг от друга и имплементируют в практику новые правовые и профессиональные нормы. Многие из этих норм имеют универсальный характер, в частности принятие инклюзии и обеспечение равенства доступа к образованию для всех категорий населения, в особенности 
доступа к среднему и высшему образованию для детей с различными формами инвалидности. 
В данном исследовании на основании результатов опроса родителей школьников в Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, России, Таджикистане, Узбекистане и Украине оценивается удовлетворенность родителей детей с особыми образовательными потребностями и без таковых обучением их детей в инклюзивных школах. Сделан вывод о том, что родители относятся к инклюзивному образованию скорее положительно, причем как родители детей с инвалидностью, так родители детей, не имеющих особых образовательных потребностей, хотя основной запрос на инклюзивное образование исходит именно от родителей детей с инвалидностью. В большинстве стран опрошенные оценивают ситуацию в инклюзивных школах как небезупречную, в частности они не удовлетворены квалификацией учителей. Проведенное исследование свидетельствует о том, что страны постсоветского пространства крайне неоднородны по показателям родительской удовлетворенности инклюзивным образованием и находятся на разных этапах его развития.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры", 2022

Плаксина Е.Б., Симбирцева Н.А.

ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ: СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ДИАЛОГА

Практики поликультурного взаимодействия XXI в. достаточно насыщенны и интенсивны. Острым становится вопрос адаптации детей-инофонов (детей мигрантов из стран Ближнего Зарубежья). Ключевая проблема для педагога, родителя и ребенка — готовность к диалогу, в основе которого лежит принятие другого и чужого в соответствии с принципами толерантного и уважительного отношения людей друг к другу. Объектом статьи стала поликультурная образовательная среда. Для описания способов взаимодействия субъектов внутри нее введено понятие «культурная инклюзия». Авторами предложена логика образовательных действий в работе с детьми-инофонами в условиях психологической, социальной и социокультурной адаптации.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Вестник науки", 2022

Безрукая А.Н., Тарасова М.Б., Постникова С.Н.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопрос инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования, предлагается опыт решения данного вопроса в Яковлевском педагогическом колледже. Инклюзивное образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся принятием достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Все затруднения при реализации инклюзивного образования определяются тем, что образовательный процесс — это своего рода образовательные услуги, оказываемые общеобразовательными учреждениями родителям и детям, итогом которых являются нематериальные блага.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Человек и образование", 2022

ИНКЛЮЗИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИОРИТЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ

Значимость инклюзии принципиально меняется в мире современного образования. Приобретая роль его ключевого компонента в обществе, она становится одной из важнейших характеристик качества образования. Исходной позицией исследования явился анализ результатов интервьюирования родителей учащихся школ Санкт-Петербурга с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор рассматривает, в какой мере основные направления развития 
школьного инклюзивного образования в настоящее время связаны с решением задач, определяемых как первостепенные этой наиболее «целевой» аудиторией. Обсуждены роль руководителей и педагогов школ в решении выявленных задач инклюзивного образования, проблемы, связанные с профессиональной подготовкой школьного персонала к их эффективному решению. Проанализированы и обобщены результаты международных научных исследований, посвященных инклюзивному образованию, в том числе преодолению в нем редукционистского подхода. Сделан вывод о существенном совпадении эмпирических обобщений, касающихся повышения качества образования на основе изменений в инклюзии, с направленностью международного 
вектора развития этой области.

 

Наиля

Сообщений: 30

Спасибо за статьи по инклюзии в системе СПО!

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Журнал "Специальное образование", 2022

Владимиров Н.М., Доровских И.Г., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р.

НЕЙРООБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОСТИ ИНКЛЮЗИИ

Современное инклюзивное образование активно развивается, в том числе благодаря цифровым технологиям и нейротехнологиям. Цель исследования — анализ проблем обеспечения и сохранения субъектности студентов и преподавателей в ситуации применения в инклюзивном образовании современных
нейротехнологических разработок (устройств, программ и т. д.). Благодаря ним многие люди с ОВЗ (и нормотипичные люди) получили шанс расширить свои возможности, компенсировать полностью или частично отдельные дефекты, развить необходимые им свойства. Однако именнопрактика инклюзии показывает, что результаты цифровизации и нейротехнологизации не так однозначны и оптимистичны. Метод исследования — теоретический анализ и синтез проблем, возникающих в результате внедрения современных нейротехнологий, из-за влияния на процессы и результаты образования, а также на его
субъектов, их функционирование иразвитие. Проблема субъектностипедагогов и учеников в контексте инклюзивного нейрообразования раскрывает систему неразрешенных и даже еще не поставленных как значимые научные и практические проблемы вопросов создания, внедрения, использования, рефлексии и развития нейротехнологий. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления субъектности как важного качества инклюзивной
среды, сохранение и обеспечение которого является критерием применимости нейротехнологий и иных современных, в том числе цифровых, технологий. Инклюзивное образование не должно замыкаться рамками педагогических моделей, но нуждается в том, чтобы осмыслить все имеющие отношение к его развитию в «цифровой век» научные и прикладные (технологические и методические) контексты, реалистично оценить актуальные и потенциальныевозможности нейротехнологий и их реально существующие и непреодолимые принципиально ограничения.

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию