Сообщество / Воспитание

Организация профориентационной работы в классе

Халида Фардеева
03.09.2020 13:36

Сообщений: 6
Марина Ринатовна! Какие рекомендации можно дать классному руководителю по составлению профориентационной программы в классе?
Марина Бигнова

Сообщений: 1

Здравствуйте!

Профориентация сегодня весьма популярная тема и здесь можно встретить советы на любой вкус. Мне встречались программы профориентации для детских садов, где знакомство с миром профессий происходило в игровой и познавательной форме. Встречались и программы для старших классов, носившие деятельностный характер – профессиональные  пробы. Каждый классный руководитель при выборе программы и ее уровня  должен учитывать потребности и возможности своих подопечных и речь идет не только об интеллектуальных способностях, но и о материальной стороне жизни.

Рекомендации  в целом можно разделить на банальные и необязательные:

1. Программа профориентации должна носить комплексный характер. То есть, проводиться не в виде отдельных мероприятий, а быть спланированной с ясным целеполаганием и задачами, которые осуществляются на каждом этапе образовательного процесса, в идеале сохраняя преемственность между образовательными ступенями.

2. По ступеням: 1-4 классы это знакомство с профессиями, включающее основные сведения о характере труда, способностях и знаниях, необходимых для такой работы, формирование уважения к труду. Мероприятия: классные часы, встречи с родителями, ролевые игры. 5-8 классы – акцент на связи компетенций которые обучающиеся получают в школе и профессиональной деятельности, одновременно с самопознанием, исследованием своих слабых и сильных сторон. Мероприятия: экскурсии на предприятия, в образовательные учреждения, дискуссии с приглашением специалистов нужного профиля, проекты по определенным областям знания, тестирование интеллектуальных склонностей, анализ  успеваемости и маркеров одаренности, сбор сведений о кружках и составление портфолио. 9 класс – время для занятий по предпрофилю. У нас в лицее занятия включают тестирование профессиональных склонностей, профессиональные пробы  на предприятиях города, изучение профессий. Занятия проводятся раз в неделю, в течение учебного года. 10-11 класс – время выбора не области знаний, а конкретной профессиональной области деятельности, профессии и вуза для обучения. Акцент следует сделать на стремлении обучающихся не просто получить профессию, которая будет приносить доход, а на самореализации в профессиональной деятельности. Мероприятия: дни открытых дверей в вузах, подготовка докладов о преимуществах профессий, дополнительные тесты, встречи с представителями профессий, выполнение проектов.

3. Приоритетная роль в формировании программы принадлежит классному руководителю, но он должен ориентироваться на самоопределение обучающихся, на их стремления и склонности и чем старше школьники, тем большая степень самоопределения должна быть им предоставлена. Родители могут высказать свои пожелания, но при работе с обучающимися необходимо понимать, что их ожидания могут быть завышены или занижены, на выбор родителей влияет множество факторов, которые классный руководитель должен учитывать, в том числе и материальное положения семьи. Это значит, что дети из малообеспеченных семей не должны получать ориентацию преимущественно на рабочие профессии, необходимо искать и предоставлять информацию о стипендиях, специальных программах и иных формах социальных лифтов, предусмотренных региональными правительствами, государственными органами управления образованием и социальными службами.

4. Особое внимание в работе по профориентации классного руководителя следует уделять обучающимся «группы риска», поскольку для них профориентационные мероприятия – почти единственный источник информации о мире профессий и образования. Одной из самых важных форм работы здесь являются профессиональные пробы. Профессиональная проба - это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Школьник пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней – "примерить" ее на себя, понять, какие компетенции нужны для данной профессии. Одной из форм, которые способствуют формированию ответственного отношения, является реализация проектов, особенно коллективных, по предметным областям.

5. Мне не нравится термин «Профориентация». Современная школа должны быть ориентирована на самореализацию обучающихся, в том числе и в выборе профессий. Поэтому термин «Профессиональное самоопределение» лично мне кажется предпочтительным, он ориентирует педагога на субьект-субьектную модель образовательного процесса.

6. Не увлекайтесь тестированием обучающихся на способности. Тесты способностей имею весьма ограниченную валидность и не могут служить надежным ориентиром, особенно если они проводятся на коммерческой основе. Комплексное изучение собственного класса – это основа работы, а тестирование способностей – один из инструментов, который нужно использовать умело и осторожно.

Халида Фардеева

Сообщений: 6

Марина Ренатовна! Большое спасибо за развернутый ответ! 

Участник Сообщества

Сообщений: 63

Здравствуйте!

Марина Ренатовна, большое спасибо за полезную информацию.

Участник Сообщества

Сообщений: 63

Здравствуйте, Марина Ренатовна! Огромное спасибо за подробнейший и полезный ответ!

 

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию