Чулпан Рафатовна |
09.10.2020 16:23
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщений: 3 |
Вопрос эксперту (
Башлай Эльвира Хамзеевна
)
Добрый день, Эльвира Хамзеевна. Хочу задать Вам несколько вопросов. Какие основные причины трудновоспитуемости? Как выстроить работу с такими детьми и их семьями? Посоветуйте, пожалуйста, "проверенную" литературу по этой проблеме. Спасибо, за ответы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Эльвира Башлай |
28.11.2020 21:33
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщений: 118 |
Здравствуйте! Извините, за задержку с ответом. Причин "трудновоспитуемости" много. 1. Могут быть проблемы с неврологией, когда плохое поведение обусловлено особенностью функционирования головного мозга. Родители могли и не обращаться к психологу, неврологу или психиатру, а проблема может иметь органический характер и быть "родом из детства". 2. Проблема воспитания может заключаться в педагогической запущенности, когда родители с раннего возраста не уделяли внимания требованиям к ребенку, воспитывали хаотично и не системно, или же полностью переложили ответственность на ДОУ или школу. 3. "Трудновоспитуемость" формируется в процессе приобретения опыта взросления, Под влиянием "жестких" авторитарных методов воспитания, возможно, насилия и унижения, не понимания потребностей ребенка и его проблем, возникает протест и сопротивление такому воздействию со стороны значимых людей. Всегда надо искать основную причину, которая лежит в основе сложного характера и поведения детей. Возможно "трудный" ребенок нуждается в поддержке и таким образом привлекает к себе внимание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Эльвира Башлай |
28.11.2020 21:44
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщений: 118 |
"Трудновоспитуемость" - это крик о помощи, когда ребенок посредством ненормативного поведения привлекает к себе внимание. Если ни в семье, ни в школе ребенок не имеет ситуации успеха, сталкивается с отвержением своей личности, постоянной критикой и упреками, тогда под влиянием обиды, такие дети перестают доверять взрослым и следовать их советам, правилам и установкам. Необходимо взрослым, которые взаимодействуют с детьми, имеющими трудности характера и поведения, найти приемлемые способы воздействия на личность (даже в воспитательных целях) и подумать над своими правильными и неправильными реакциями на все, что делает такая категория детей. Есть закономерность: авторитарный стиль педагога - закрытость ребенка - непонимание ребенка - ложные суждения о причинах такого поведения взрослыми - еще большая закрытость детей от внешнего мира, где он сталкивается с несправедливостью - полная потеря контакта. Уважаемые коллеги, помните! У детей нет такого социального и жизненного опыта, нет достаточного поведенческого репертуара, мы - взрослые, должны быть гибкими и креативными в поисках "ключика" к каждому отдельному ребенку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Эльвира Башлай |
29.11.2020 13:37
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщений: 118 |
Добрый день! Продолжаю разговор на тему "Трудновоспитуемости". Здесь мы должны четко разделить проблему по возрастам. В дошкольном возрасте ребенок имеет свои потребности, связанные с игровой деятельностью. Капризный, агрессивный, непослушный - такое описание поведения ребенка можно услышать от воспитателей детского сада и самих родителей. Причины такого поведения могут быть разные. 1. Проблемы в психоневрологии, обусловленные родовой травмой или спецификой проживания в семье и методами воспитания. 2. Личностные особенности ребенка, который с раннего возраста демонстрирует окружению сложности формиррующегося характера. 3. Сложноть поведения, обусловленная проживанием возрастного кризиса 3х.летнего возраста. 4. Неправильными воспитательными мерами, которые используют родители. 5. Неудолетовренные потребности в эмоциональной привязанности, внимании и любви. Причин может быть много, каждый ребенок имеет свои риски отклоняющегося поведения или трудновоспитуемости. Всегда ищем то, что лежит в основе поведения, эмоционального реагирования. Эмоции - это показатель состояния ребенка и его благополучия. Чем чаще мы наблюдаем у детей отрицательнее эмоции (плач, агрессия, грусть, печаль, тоска, уныние, злость), тем больше мы можем предположить какое то неблагополучие у детей. Неблагополучие может быть связано с общим физическим самочувствием, эмоциональным откликом на события и действия взрослых, или психоэмоциональным здоровьем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Эльвира Башлай |
29.11.2020 13:43
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщений: 118 |
Предлагаю Вам часть материала из моего нового методического пособия, когда причинами трудновоспитуемости становятся не удовлетворенные потребности детей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Эльвира Башлай |
29.11.2020 20:35
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщений: 118 |
Добрый вечер! Продолжаем разговор. Чтобы решить проблему трудности воспитания ребенка, надо изменить поведение взрослых, возможно, дети станут другими. Среди распространенных ошибок, которые допускают взрослые в общении с детьми, можно назвать следующие: - взрослые перебивают ребенка, не дают ему высказать свою мысль до конца; - взрослые обесценивают сказанное ребенком; - взрослые занимают позицию доминирования над ребенком. В подростковом возрасте дети очень ранимые и болезненно реагируют на критику и замечания по поводу внешности, способностей, выбора друзей и интересов. Конфликты с родителями и с педагогами, неумение решать проблемные ситуации, отсутствие опыта принятия правильных самостоятельных решений приводит к возникновению внутреннего конфликта и желания закрыться от внешнего мира. Неудовлетворенность отношениями «на равных» в семье влияет на общее настроение подростков, они просто психологически страдают. Карл Юнг предполагал, что сильнейшее влияние на ребенка оказывают не сами детско-родительские отношения. Наиболее болезненно сказывается на личности ребенка то, что в этих отношениях отсутствует. Как поддержать, как помочь? Во-первых, всем взрослым, кто общается с подростками, надо избегать крайних форм критики, сопричастной с переходом на личность. Не нужно обобщать один конкретный случай и переводить в категории всегда: «С тобой всегда одни проблемы», «Ты опять, как всегда, в своем репертуаре», «Бесполезно что-то тебе говорить, ты никогда не слышишь». Часто родители произносят эти слова своим детям при появлении первых трудностей, но соотносят это с категорией «всегда» и «постоянно». Во-вторых, родители должны находиться в диалоге с ребенком, много разговаривать, задавать вопросы, с пониманием относиться к значимым проблемам ребенка, не отрицая их важность. Конфликты между детьми и родителями часто возникают из-за того, что для родителей проблема ребенка может казаться совсем не важной, а для ребенка очень значимой. В ситуации непонимания взрослыми волнующих его вопросов ребенок делает вывод, что родители его не понимают, им его жизнь безразлична. Для родителей ничто не может быть неважным в жизни ребенка, важно все: настроение, интересы, круг общения, достижения, успехи и неудачи, отношение к миру, людям, система взглядов и ценностей, планы и ожидания. В каждой семье должны быть традиции, уважение членов семьи друг к другу, внимательное отношение ко всем членам семьи, время для совместного досуга и простого общения. Главное - у каждого ребенка должна быть уверенность в том, что в его жизни есть кто-то, кто всегда поймет, поможет, подскажет, примет и будет любить, независимо от достижений и других условностей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Марат Шаехов |
30.11.2020 11:13
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщений: 125 |
Спасибо за столь развернутый ответ, Эльвира Хамзеевна! |