Сообщество / Психолого-педагогическая поддержка детей и семей

Причины трудновоспитуемости

Чулпан Рафатовна
09.10.2020 16:23

Сообщений: 3
Вопрос эксперту ( Башлай Эльвира Хамзеевна )

Добрый день, Эльвира Хамзеевна.

Хочу задать Вам несколько вопросов. 

Какие основные причины трудновоспитуемости?

Как выстроить работу с такими детьми и их семьями?

Посоветуйте, пожалуйста,  "проверенную" литературу по этой проблеме.

Спасибо, за ответы.

 

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Здравствуйте! Извините, за задержку с ответом. 

Причин "трудновоспитуемости" много.

1. Могут быть проблемы с неврологией, когда плохое поведение обусловлено особенностью функционирования головного мозга. Родители могли и не обращаться к психологу, неврологу или психиатру, а проблема может иметь органический характер и быть "родом из детства".

2. Проблема воспитания может заключаться в педагогической запущенности, когда родители с раннего возраста не уделяли внимания требованиям к ребенку, воспитывали хаотично и не системно, или же полностью переложили ответственность на ДОУ или школу.

3. "Трудновоспитуемость" формируется в процессе приобретения опыта взросления, Под влиянием "жестких" авторитарных методов воспитания, возможно, насилия и унижения, не понимания потребностей ребенка и его проблем, возникает протест и сопротивление такому воздействию со стороны значимых людей.

Всегда надо искать основную причину, которая лежит в основе сложного характера и поведения детей. Возможно "трудный" ребенок нуждается в поддержке и таким образом привлекает к себе внимание.

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

"Трудновоспитуемость" - это крик о помощи, когда  ребенок посредством ненормативного поведения привлекает к себе внимание. Если ни в семье, ни в школе ребенок не имеет ситуации успеха, сталкивается с отвержением своей личности, постоянной критикой и упреками, тогда под влиянием обиды, такие дети перестают доверять взрослым и следовать их советам, правилам и установкам. 

Необходимо взрослым, которые взаимодействуют с детьми, имеющими трудности характера и поведения, найти приемлемые способы воздействия на личность (даже в воспитательных целях) и подумать над своими правильными и неправильными реакциями на все, что делает такая категория детей. Есть закономерность:

авторитарный стиль педагога - закрытость ребенка - непонимание ребенка - ложные суждения о причинах такого поведения взрослыми - еще большая закрытость детей от внешнего мира, где он сталкивается с несправедливостью - полная потеря контакта.

Уважаемые коллеги, помните! У детей нет такого социального и жизненного опыта, нет достаточного поведенческого репертуара, мы - взрослые, должны быть гибкими и креативными в поисках "ключика" к каждому отдельному ребенку.

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Добрый день! Продолжаю разговор на тему "Трудновоспитуемости".

Здесь мы должны четко разделить проблему по возрастам.

В дошкольном возрасте ребенок имеет свои потребности, связанные с игровой деятельностью.

Капризный, агрессивный, непослушный - такое описание поведения ребенка можно услышать от воспитателей детского сада и самих родителей.

Причины такого поведения могут быть разные.

1. Проблемы в психоневрологии, обусловленные родовой травмой или спецификой проживания в семье и методами воспитания.

2. Личностные особенности ребенка, который с раннего возраста демонстрирует окружению сложности формиррующегося характера.

3. Сложноть поведения, обусловленная проживанием возрастного кризиса 3х.летнего возраста.

4. Неправильными воспитательными мерами, которые используют родители.

5. Неудолетовренные потребности в эмоциональной привязанности, внимании и любви.

Причин может быть много, каждый ребенок имеет свои риски отклоняющегося поведения или трудновоспитуемости. Всегда ищем то, что лежит в основе поведения, эмоционального реагирования. Эмоции - это показатель состояния ребенка и его благополучия. Чем  чаще мы наблюдаем у детей отрицательнее эмоции (плач, агрессия, грусть, печаль, тоска, уныние, злость), тем больше мы можем предположить какое то неблагополучие у детей. Неблагополучие может быть связано с общим физическим самочувствием, эмоциональным откликом на события и действия взрослых, или психоэмоциональным здоровьем.

 

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Предлагаю Вам часть материала из моего нового методического пособия, когда причинами трудновоспитуемости становятся не удовлетворенные потребности детей.

Потребность ребенка

Что должен сделать родитель

 

Потребность в защищенности.

Потребность в безопасности базовая потребность ребенка.

Каждый ребенок нуждается в том, чтобы родители говорили о том, что он находится в безопасности, и они готовы всегда его защищать, чтобы не случилось.

Семья призвана обеспечить безопасность как необходимый фактор для нормального развития ребенка.

 

 

Потребность в самостоятельности

Создавать условия для формирования опыта самостоятельного поведения.

При ошибках и неправильных самостоятельных действиях, не уходить в резкую критику, а поддержать первый опыт самостоятельных шагов (в быту, в отношениях со сверстниками и в выборе кружка и др.)

 

Потребность в самоутверждении

Найти лучшие стороны, качества и способности ребенка и подчеркивать их, демонстрировать гордость за ребенка и найти способ дальнейшего развития лучших качеств и интересов.

Каждый ребенок хочет знать о своих достоинствах и то,  что он хороший, поэтому роль родителей в создании условий для ежедневного подкрепления этой надежды (согласно адекватному поведению ребенка).

 

Потребность в помощи

В процессе взросления ребенок сталкивается с большим количеством разнообразных ситуаций и ему требуется помощь взрослого человека.

Родители могут подсказать, как можно поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на поступки других людей, какие выводы можно сделать и какой опыт извлечь. Родители могут показать пример, как они заботятся о близких людях. В дальнейшем это качество готовность откликаться на «потребность в помощи и осуществлять ее»  поможет и родителям чувствовать поддержку со стороны ребенка.

 

Потребность быть для кого-то значимым и любимым

Ежедневно давать ребенку понять, что его любят, и он является самым дорогим человеком. Ребенок должен видеть подтверждение этому в словах, действиях, в отношении.

В каждом слове, обращенном к родителям должен быть подтекст любви и заботы, внимания и соучастия.

 

 

Потребность быть уверенным в завтрашнем дне и в  том, что все будет хорошо и благополучно.

Родители должны показать примером свою уверенность в себе, в будущем. Ребенку важно видеть пример оптимистично настроенных близких людей.

 

Потребность в доверительных отношениях

Родителям нельзя перебивать и смеяться над тем, что рассказывает и делает ребенок. Необходимо быть терпеливым слушателем. В процессе диалога или минут откровенного разговора признать значимость и для вас всего того, что волнует ребенка.

 

Потребность быть понятым

Родители могут сказать ребенку, что они понимают его, как важно ему…., как серьезно они к этому относятся и разделяют его беспокойства и переживания. Если в ситуации, когда ребенок обратился к родителями со своими источниками переживаний, или ожидания каких -  то неприятностей, или в откровенном разговоре ребенок поделился ситуацией, то ответ должен быть один «Я тебя понимаю!».

Родители могут найти основные причины поступков детей и предотвратить дальнейшие аналогичные поступки, а не бороться со следствием. У родителей всегда должна быть установка стать другом для ребёнка.

 

Потребность в справедливом и честном отношении к своей личности со стороны взрослых (педагогов, родителей)

Во время дисциплинарных мер, применяемых в отношении ребенка, всегда надо пояснить, за какой проступок, в отношении какого действия  применяются такие меры наказания или поощрения. Честность со стороны родителей, это когда обещал и сделал, когда слова не расходятся с действиями и поступками самих родителей.

 

Потребность быть уникальным, самим собой и признание своей индивидуальности

Родители не должны постоянно сравнивать ребенка с одноклассниками, иди другими детьми, с братьями или сестрами. Ориентировать на какой-то пример, личность можно, но без обозначения негативных качеств личности своего ребенка. Родители могут показать, как они верят в своего ребенка и тогда это будет хорошим стимулом для обучения и сохранения своей индивидуальности. Вера в потенциал, способности и его уникальность и неповторимость, как личности – служит важным фактором формирования хороших взимоотношенйи.

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Добрый вечер! Продолжаем разговор.

Чтобы решить проблему трудности воспитания ребенка, надо изменить поведение взрослых, возможно, дети станут другими.

 Среди распространенных ошибок, которые допускают взрослые в общении с детьми, можно назвать следующие:

 - взрослые перебивают ребенка, не дают ему высказать свою мысль до конца;

 - взрослые обесценивают сказанное ребенком;

- взрослые занимают позицию доминирования над ребенком.

В подростковом возрасте дети очень ранимые и болезненно реагируют на критику и  замечания по поводу внешности, способностей, выбора друзей и интересов.  Конфликты с родителями и с педагогами, неумение решать проблемные ситуации,  отсутствие  опыта принятия правильных самостоятельных решений приводит к возникновению внутреннего конфликта и желания закрыться от внешнего мира.

Неудовлетворенность отношениями «на равных» в семье влияет на общее настроение подростков, они просто психологически страдают. Карл Юнг предполагал, что сильнейшее влияние на ребенка оказывают не сами детско-родительские отношения. Наиболее болезненно сказывается на личности ребенка то, что в этих отношениях отсутствует.

Как поддержать, как помочь?

Во-первых, всем взрослым, кто общается с подростками, надо избегать крайних форм критики, сопричастной с переходом на личность. Не нужно обобщать один конкретный случай и переводить в категории всегда:

 «С тобой всегда одни проблемы», «Ты опять, как всегда, в своем репертуаре», «Бесполезно что-то тебе говорить, ты никогда не слышишь». Часто родители произносят эти слова своим детям при появлении первых трудностей, но соотносят это с категорией «всегда» и «постоянно».

Во-вторых, родители должны находиться в диалоге с ребенком, много разговаривать, задавать вопросы, с пониманием относиться к значимым проблемам ребенка, не отрицая их важность. Конфликты между детьми и родителями часто возникают из-за того, что для родителей проблема ребенка может казаться совсем не важной, а для ребенка очень значимой. В ситуации непонимания взрослыми волнующих его вопросов ребенок делает вывод, что родители его не понимают, им его жизнь безразлична. Для родителей ничто не может быть неважным в жизни ребенка, важно все: настроение, интересы, круг общения, достижения, успехи и неудачи, отношение к миру, людям, система взглядов и ценностей, планы и ожидания. В каждой семье должны быть традиции, уважение членов семьи друг к другу, внимательное отношение ко всем членам семьи, время для совместного досуга и простого общения.

Главное  - у каждого ребенка должна быть уверенность в том, что в его жизни есть кто-то, кто всегда поймет, поможет, подскажет, примет и будет любить, независимо от достижений и других условностей.

 

Марат Шаехов

Сообщений: 125

Спасибо за столь развернутый ответ, Эльвира Хамзеевна!

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию