Элеонора Агапова |
22.09.2022 11:45
|
Сообщений: 112 |
Преподавание — это искусство. Во всяком случае, в парадигме «performative teaching» — перформативного обучения, когда артистизм педагога признаётся неотъемлемой частью его профессионального мастерства. «Преподавание-выступление» помогает увлечь учащихся материалом, раскрывает творческий потенциал учителя и класса. Как педагогу развить артистизм и привнести в преподавание элементы театрализации, разбираемся с помощью статьи доцента Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексея Двойнина и доцента Омского государственного педагогического университета Михаила Двойнина. |
Элеонора Агапова |
22.09.2022 11:46
|
Сообщений: 112 |
Что такое педагогический артистизм?Это умение преподносить учебный материал в интересном и увлекательном художественном образе, создаваемом учителем прямо на уроке. Задача такого образа — вызвать у учеников эмоциональный отклик и желание учиться. Урок можно рассматривать как своеобразный спектакль (показателен сам термин «performative teaching» от англ. «performance» — «представление, спектакль»), а преподавание — как выступление. В идеале педагог должен быть не просто компетентным «предметником», но ещё и немного артистом, художником в широком смысле слова. Артистизм — значимая компонента учительского профессионализма, которая помогает сделать преподавание более эффективным. Ясно, что отношение учащихся к предмету во многом определяется их отношением к личности учителя. Поэтому педагог, как и актер, должен уметь заинтересовать, приковать к себе внимание и, как режиссер, правильно выстроить занятие — тем самым увлечь материалом аудиторию. Важна не театрализация уроков как таковая, а её ресурс для повышения качества обучения. |
Элеонора Агапова |
22.09.2022 11:48
|
Сообщений: 112 |
Точно — занятия часто представляют собой унылое зрелище. «Актеры» неважно исполняют «роли». А почему так происходит?Наблюдения над учителями показывают ряд поведенческих недостатков. К счастью, их можно исправить при помощи артистической психотехники. Среди подобных просчетов, например: закрытость и однообразие позы в течение занятия (сидя за столом, стоя); невыраженность активного слушания во время общения с учениками, отсутствие зрительного контакта, поворот спиной к аудитории во время общения; монотонность жестикуляции и передвижений; гиперактивность; нерациональные перемещения (хождение по ограниченным зонам аудитории и др.), неестественная или тяжёлая походка; непривлекательный внешний вид (неаккуратная одежда, причёска, осанка); раздражающая речь («скороговорка» или очень низкий темп, плохая дикция, чрезмерная громкость, многословность, речевые ошибки, слова-паразиты); общая речевая бедность (скудная образность, речевые штампы); хмурый взгляд, неулыбчивость; демонстрация ложного авторитета и компетентности; неравномерное внимание к ученикам, проявление симпатий и антипатий. |