Сообщество / Воспитание

Конспект совместной образовательной деятельности (СОД) с детьми на прогулке для детей старшей группы на тему: «Увлекательное морское путешествие на корабле»

Дмитрий Улбутов
18.02.2022 14:36

Сообщений: 1

Разработали:

Воспитатель I квалификационной категории:

Котова Марина Викторовна

Учитель-логопед: Улбутова Елена Евгеньевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 комбинированного вида Авиастроительного района г. Казани»

Планируемые результаты:

Развивать произвольное внимание, зрительную память, координацию действий «глаз-рука», умение определять высоту предметов и их порядковый номер, логическое мышление, воображение, умение составлять целое из частей, развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.

Цель:

Расширить кругозор детей, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия),  создать игровую обстановку, войти в предложенную роль в игре, развивая воображение.

 

Задачи:

Образовательные задачи:

-Углублять знания детей об обитателях морей;

-Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово»; закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; тренировать координацию рук;

-Развивать зрительную память развивать графические навыки; закреплять знания о геометрических фигурах.

 

Развивающие задачи:

-Продолжать развивать умения использовать предметы заместители;

-Совершенствовать звуковую культуру речи, речевое внимание, фонематический слух;

-Воспитывать интерес к словотворчеству;

-Развивать общую и мелкую моторику; развивать внимание, сообразительность; мотивировать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности;

-Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры.

 

Воспитательные задачи:

-Воспитывать чувство ответственности и желание оказывать помощь попавшим в беду;

-Воспитывать в детях конкурентно-способность и доброжелательность,  умение работать в коллективе;

-Совершенствовать навыки общения со сверстниками, умения творчески развивать сюжет.

 

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий, иллюстраций книг с изображением кораблей, репродукции картины И. К. Айвазовского, «Черное море» (приложение 1), картины художника Костантина Павловича Ротова, «Приключения капитана Врунгеля» (приложение 2), картины художника Ковалевой Екатерины, «Маяк на высоте», (приложение 3); беседы на тему: «Моря», «Морские обитатели», «Опасности, которые могут подстерегать в море»; просмотр мультфильма или чтение произведения А.С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»; конструирование лодок, кораблей из бумаги, картона, строительного и бросового  материала; знакомство с новыми словами: рупор, штурвал, палуба, иллюминатор, швартовый, маяк, палуба, якорь, капитан, кок, матросы.

Форма проведения: путешествие по морю на площадке детского сада.

 

Демонстрационный материал: бутылка с запиской (приложение 4); карта поиска черепахи (приложение 5); корабль; глина; картина с изображением корабля изготовленного из глины (приложение 6); скакалка; надувной бассейн (таз); пёрышко; металлический предмет; пластмассовый шарик;  кусочки бумаги; одноразовые стаканы; одноразовые ложки (чайная и столовая); столик;  деревянные прищепки; магнитная игра «Рыбалка»; нарисованный на картоне маяк (схема для раскрашивания маяка представлена в приложении 7); разведенная в емкостях для пирогов гуашь пяти цветов  (красный, белый, желтый, зеленый, синий); 5 губок из поролона; лопаточки; доска для рисования мелом; цветные мелки; формочки для куличиков «Морские обитатели»; картина для рассматривания художника Ковалевой Екатерины, «Маяк на высоте» (приложение 3); листы белой бумаги; схема конструирования из бумаги  «Кораблик» (приложение 8); пробки от бутылок; зубочистки; столик; схема конструирования плота из пробок (приложение 9); кроссворд «Обитатели морей» (приложение 10); картина из сочетания геометрических фигур «По волнам» (приложение 11); буквы наклейки; ракушки; камешки; 2 красных флажка на палочках; 10 разноцветных флажков для мачты корабля; коврик; влажные салфетки; емкость с водой; четыре картинки с изображением морских животных: кит, дельфин, морской конек, осьминог в двух экземплярах (1 экземпляр - указатели центров игровой деятельности; 2 экземпляр - для изготовления разрезных картинок) (приложение 12).

Содержание мероприятия:

Ритуал приветствия.

В нашей группе яркое (идем по кругу, держась за руки)

Солнышко сияет!

Здесь ребята дружные

Это каждый знает (здороваемся с соседом, стоящим справа, затем слева)

Ты-мой друг (ладонь направляется на друга, потом к себе)

И я твой друг!

Как прекрасен мир вокруг! (разводим руки в стороны)

Мы друг другу улыбнемся (улыбаемся друг другу)

Дружно за руки возьмемся! (беремся за руки)

Воспитатель загадывает загадку:

Ветер парус надувает,

Парус в даль меня несёт,

Чайка с криками летает,

Рядом кит со мной плывёт.

В океанах и морях,

Словно в небе дирижабль,

Я качаюсь на волнах,

Как зовут меня?

Д. – Корабль.

В. – Ребята, прохлопаем сколько слогов в слове корабль:

Д. - Хлопают 3 раза

В. – Правильно, в слове корабль 3 слога.

Ребята, подойдите скорее к кораблю, там что-то лежит.

- Ой, смотрите - это какая-то бутылка, а в ней что-то лежит.

Достаем лист бумаги.

В. - Так это письмо!

Читаем текст письма:

«Друзья! Я морская черепаха. Меня зовут тетушка Макфи. Я прошу вашей помощи. Меня заточил в пещеру злой разбойник. Путь ко мне указан на карте. Карту разорвал на 4 части злой разбойник. Чтобы получить частички карты нужно выполнить задания, которые разбойник приготовил для вас на необитаемом острове. Спасите меня, пожалуйста. Я долго не могу жить без воды. Ваша тетушка Макфи».

В. – Ребята поможем черепахе? Отправимся в морское путешествие на корабле?

Д. – Да

В. - Ребята, знаете ли вы, от чего зависит успех морского путешествия?

Д. - От надёжности и прочности корабля, от погодных условий, от опытности капитана.

В. – Совершенно верно. Как вы понимаете пословицу «Один за всех и все за одного!»

Д. – Дают варианты своих ответов.

В. - Верно, если вся команда на корабле дружная, то успех гарантирован. Только благодаря, слаженным действиям команды можно преодолеть все опасности и трудности путешествия.

В. - Кого можно встретить в море?

Д. -  Ответы детей (рыб, кита, птиц, дельфинов, корабли).

В. - Какие опасности могут подстерегать нас в плавании?

Д. – Ответы детей (шторм, акулы, рифы, пираты).

В. - Ребята, для того, чтобы начать наше морское путешествие нам нужно дать название нашему кораблю и выбрать капитана. Как корабль назовешь, так он и поплывет.

Дети предлагают варианты названий. Голосуем, кто за какой вариант. Выбираем, то название, за которое проголосовало большинство детей.

Предлагаю вам выложить название нашего корабля из букв наклеек на борту нашего корабля.

Дети наклеивают название корабля.

Воспитатель читает загадку:

Он на мостике стоит

И в бинокль морской глядит,

Не страшит девятый вал —

Крепко держит он штурвал.

Он на судне — царь и пан.

Кто же это?

Д.- Капитан.

В. – Правильно. Предлагаю с помощью считалочки выбирать капитана:

Считалочка

Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «эс»!

Буква «эс» не подошла —

Выходи на букву «а».

Буква «а» не хороша —

Выходи на букву «ша»!

Капитана выбрали.

В. - Готовим кораблик к отплытию.

Звучит команда капитана:

Капитан.- Поднять паруса. С помощью прищепок развесить флажки на мачте.

(дети прикрепляют флажки)

Капитан.- Посчитать все флажки.

 (дети считают флажки)

Д. – 1 флажок, 2 флажка, 3 флажка, 4 флажка, 5 флажков, 6 флажков, 7 флажков, 8 флажков, 9 флажков, 10 флажков.

В. – Садимся все на корабль и отправляемся в путь.

(воспитатель читает физкультминутку)

 

Физкульминутка «Корабль»

От зеленого причала

Оттолкнулся наш корабль, (Дети встали)

Раз, два,

Он шагнул назад сначала (Шаг назад)

Раз, два,

А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд)

Раз, два,

И поплыл, поплыл по морю, (Волнообразное движение рукам)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте)

Тик-так

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

В. - Заработала рация. - Внимание! Внимание!

-Я слышу какой-то звук! Нам пришла радиограмма. Зачитываю её: «Срочно! Передайте на берег движения «Сигнальной азбуки»

Игра на внимание «Сигнальная азбука» (два флажка красного цвета)

Инструктаж:
- два флажка вверх – опасность (обнять себя за плечи)
- два флажка в стороны – шторм (волнообразные движения руками перед собой)
- два флажка вниз - впереди земля (хлопаем в ладоши)
В. -  Ребята, отгадайте загадку: «Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе».

Д. - Туча

В. – Правильно. На нас надвигается туча. Она стала темнеть, сверкает молния, приближается шторм.

Подул сильный ветер, дуем ребятки на флажки (щечки не надуваем). С мачты начинают слетать флажки.

(воспитатель незаметно снимает с мачты 4 флажка)

В. - Посчитайте сколько всего флажков потерял наш корабль во время шторма?

Д. – Четыре.

В. – Правильно. Ребята, на нашем корабле флажков стало больше или меньше.

Д. – Меньше.

В. – Правильно, флажков стало меньше на 4. Сколько флажков осталось?

Д. – 6 флажков.

В. – Верно. Молодцы, справились с заданием!

В. – Ребята, плывем дальше.

 

Физкультминутка «Гребля»

- Исходное положение: - ноги на ширине плеч, руки внизу,

- На счет 1-4 - вращением руками.

- Начали. Молодцы.

В. Ребята мы приплыли на необитаемый остров.

Капитан. - «Отдать швартовый».

В. - Ребята, предлагаю сойти на берег и прогуляться. По сигналу капитана (свисток), команды должны собраться на берегу около корабля.

В - Посмотрите, что вынесло на берег острова море. Это картинки, порванные на части морскими обитателями. Предлагаю восстановить все эти картинки. Для этого каждый ребенок берет только один кусочек. Соединив кусочки картинок, вы узнаете к какой команде относитесь и как называется ваша команда (название команды соответствует названию, изображенному на ней морскому обитателю). (4 команды – 4 картины  с изображением:  осьминога, кита, дельфина, морского конька) (Приложение 12).

Каждая команда озвучивает свое название и считает количество участников.

Как вы помните разбойник на острове приготовил для вас разные задания. Выполнив каждое из них, вы получаете одну из частей карты. Собрав части карты в единое целое, мы сможем узнать, где спрятана черепаха и спасти ее.

У нас 4 центра с изображением морских животных. Расходимся по игровым центрам согласно названию своих команд и приступаем к выполнению заданий. Желаю всем удачи!

По команде капитана (он свистит в свисток) команды приступают к выполнению заданий.

 

Спортивный центр «Осьминог»

1.Русская народная игра  «Удочка»

Необходимый инвентарь: скакалка

Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего.

Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше, чем на длину скакалки.

«Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих.

 «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра.

«Рыбки» не должны сходить со своих мест.

Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться до него «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка».

Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

 

  1. Эстафета «Осьминоги»
    Дети встают по двое спиной друг к другу, и берутся под локти. В таком положение они передвигаются до ориентира и назад.

 

3.Водяной. 

Водящий сидит на корточках в круге с закрытыми глазами.

Игроки двигаются по кругу со словами:
Водяной — водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку!
Круг останавливается.

«Водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним.

Необходимо соблюдать такое условие: «Водяной» может трогать игрока руками, но глаза открывать нельзя.

 

  1. Русская народная игра «Рыбаки и рыбы»

По считалке выбираются двое ребят – «рыбаки», остальные – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:

В воде рыбки живут,

Клюва нет, а клюют.

Есть крылья – не летают,

Ног нет, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

Затем «рыбки» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбаками» «рыбы» составляют с «рыбаками» невод. Они присоединяются к «рыбакам» и ловят оставшихся «рыб».

 

Физминутка: «Плывет корабль…»

Плывёт корабль наш по волнам.  (руки вперёд, соприкасаются указ. пальцами);

Волны здесь, волны там… (волнообразные движения руками поочерёдно);

Сильный ветер мачты клонит, (наклоны в стороны, руки верху);

Наш корабль дальше гонит  (движения руками от себя 2 р.)

И не видно земли  («бинокль» вправо-влево);

В море лишь корабли. (руки вперёд, соприкасаются указ. пальцами);

Нам гудят: (правой рукой, согнутой в локте вверх-вниз);

«Счастливый путь! (движение рукой «пока-пока»);

Дом, моряк, свой не забудь! («крыша», погрозить указ. пальцем).

 

Песочный центр «Морской конек»

1.Конструирование корабля из глины по картинке.

Необходимый инвентарь: глина, картинка с изображением корабля, изготовленного из глины (приложение 6), емкость с водой, влажные салфетки.

  1. Конструирование домика из песка для крокодила и лягушки.

Необходимый инвентарь: песочница с сырым песком, формочки для куличиков «Морские обитатели», лопаточки, камешки, ракушки.

В. - В воде: в реках, озерах, морях, океанах живут разные животные. Посмотрите каких животных вы видите рядом с песочницей (крокодил, морская звезда, морской конек, осьминог, черепаха). Постройте, пожалуйста, им домики.

  1. Приготовление еды для морских животных (куличики)

4.Выкладывание  морского конька из камешков.

  1. Игра «Островки»

Необходимый инвентарь: гладкие камешки

Один из участников конкурса ложится на песок (коврик) и закрывает глаза. Другие в это время раскладывают рядом с ним в произвольном порядке камешки в виде маленьких островков.  Затем, лежащий открывает глаза и пытается встать и пройти по камешкам «Островкам» (голыми ногами). Группа поддержки может подсказывать ему, какие движения лучше совершить (направо, налево…)

 

Физкульминутка: «Ветер»

Необходимый инвентарь: не требуется

Процедура проведения: воспитатель читает потешку, ребенок под нее выполняет движения.

 

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

-Ребенок ставит руки на стол, опираясь на локти; кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены – это «крона пальмы». Ребенок покачивает руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

 

-Плашмя кладет ладони на стол, прижимая друг к другу основания больших пальцев; пальцы рук согнуты и растопырены – это «клешни». «Краб» шевелит ими.

Чайка под водой летает

И за рыбками ныряет,

-Соединяет большие пальцы и разводит в стороны ладони (пальцы сжаты) – это «крылья». «Чайка» машет ими в воздухе. Затем ребенок смыкает и чуть округляет ладони и выполняет волнообразные движения.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

-Прижимает ладони основаниями друг к другу и кладет на тыльную сторону одной из рук. Пальцы согнуты – это «зубы крокодила». «Крокодил» открывает и закрывает «пасть». Перевернув руки на другую сторону, ребенок повторяет движения.

  Водный центр «Кит»

1.Конструирование плота из пробок и зубочисток (приложение 9).

Необходимый материал: пробки от бутылок, зубочистки, столик.

 

  1. Игра «Кораблики»

Необходимый инвентарь:  бассейн (тазик), кораблики из бумаги.

Дети спускают бумажные корабли на воду. Дуют на них.

Необходимо соблюдать условие: когда дуем щеки не надуваем.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

 

3.«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь:  2 одноразовых стакана, 1 одноразовая чайная ложка, 1одноразовая столовая ложка.

Процедура проведения: Наливаем воду в один стакан. Показываем детям, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Сначала чайной ложкой, потом столовой ложкой. Дети переливают воду из полного стакана в пустой.

Задаем вопросы:

Какой ложкой получилось быстрее перелить воду из одного стакана в другой?

Какой ложкой получилось медленнее перелить воду из одного стакана в другой?

Почему?

Разрешите ребенку поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия: быстрее, медленнее, пустой, полный.

 

4.Тонет – не тонет

Необходимый материал:  бассейн (тазик с водой), несколько предметов из разных материалов (пёрышко, металлический предмет, пластмассовый шарик, деревянные прищепки, кусочки бумаги, плот из пробок)

В ходе эксперимента дети должны распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

  1. Тонет сразу
  2. Тонет после намокания
  3. Не тонет.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

 

5.Магнитная игра «Рыбалка»

 

Физкультминутка: «Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко".

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите быстрее, чтоб не проглотил!"

 

Центр на веранде «Дельфин»

1.Конструирование корабля (оригами) из белой бумаги (приложение 8)

 

  1. Раскрашивание маяка.

Необходимый материал: нарисованный на большом листе картона маяк (приложение 7), разведенная предварительно гуашь пяти цветов (красная, белая, желтая, синяя, зеленая), 5 емкостей для пирогов, 5 поролоновых губок,  емкость с водой, влажные салфетки.

Предварительно отгадывание загадки про Маяк:

Шторм на море иль туман,

Но где краешек земли

Знает каждый капитан.

Что горит для них вдали? (МАЯК)

Рассматривание картина маяк «На высоте», худ. Ковалева Екатерина (приложение 3)

В. -  Чтобы морякам не сбиться с намеченного курса и не разбиться о скалы или подводные камни, ставят маяки. Наша задача раскрасить маяк по цифрам (1 – красный цвет, 2 – белый, 3 – желтый, 4 – зеленый, 5 - синий)

 

  1. Рисование картины из сочетания геометрических фигур «По волнам» (по памяти) (приложение 11)

Цели: развитие зрительной памяти; развитие графических навыков; закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материалы:  картина из сочетаний геометрических фигур «По волнам», доска, цветной мел.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения:

Инструкция участникам: «Сейчас я покажу вам картинку с рисунком из геометрических фигур. Постарайтесь как можно лучше запомнить рисунок и точно нарисовать его цветными мелками на доске».

Необходимое условие: каждый выходящий к доске ребенок рисует по одной фигуре.

Ведущий демонстрирует картинку в течение 20 секунд; после того как картинка убрана, участники должны воспроизвести сочетание геометрических фигур на меловой доске. Когда участники закончат рисовать, картина демонстрируется вновь, уточняются неточности воспроизведения и дети исправляют их.

 

  1. Отгадывание кроссворда «Обитатели морей» (приложение 10).
  2. Игра: «Замочная скважина»

Цель: развитие зрительной памяти, пространственных представлений.

Необходимый материал: картина худ. Ковалевой Екатерины маяк «На высоте» (приложение 3); лист белой бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади картину. В середине этого листа вырезается отверстие в форме замочной скважины.

Процедура проведения: воспитатель прикрывает картину листом с «замочной скважиной», рассматривать картину можно только через «скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Лист передвигают в течении минуты.

Затем воспитатель предлагает, чтобы дети по памяти рассказали, что изображено на картине. В заключение игры, картинка открывается и воспитатель с помощью детей уточняет детали картины.

 

 

Физминутка: «Смелый капитан».

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу

Волны плещутся слегка

Качка тихая пока

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали

За канат держусь я крепко

Вдруг сорвало ветром кепку

Я ловить рукою стал

Чуть с мосточка не упал.



В. - Капитан, все команды успешно справились со всеми заданиями. И получили частички карты. Настало время узнать, где разбойник заточил черепаху. Нужно соединить все части карты в одно целое.

Капитан. - (свистит в свисток) Капитаны команд все на борт! Полученные части карты соединить воедино.

(Капитаны команд складывают части карты)

В. - Целая карта теперь в наших руках. Отправляемся по указанному пути к месту заточения черепахи.

(согласно пунктирным линиям, указанным на карте, дети подходят к месту , где находится черепаха тетушка Макфи и спасают её)

В. - Ура!Ура!Ура! Самую главную нашу задачу мы выполнили. Наша черепаха Макфи теперь свободна!!!

Ребята за проявленную смелость, ловкость, находчивость награждаем Вас почетными грамотами и памятными подарками. Молодцы! Так держать!!!

Капитан. - На этом наше морское путешествие подошло к концу. До окончания прогулки остаемся на острове.

В. – Ребята, после путешествия мы все устали. Я предлагаю немного отдохнуть и расслабиться.

Релаксация.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе, мячик слегка поднимается, на выдохе-опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.

Примечание: Если на прогулке присутствует много детей, то для прохождения всех центров можно разделить детей на четыре команды, как указано выше. Если детей на прогулке присутствует немного, то все дети, вместе с воспитателем, проходят каждый центр по очереди).

Список использованной методической и художественной литературы

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2016.
  4. Вачков И.В. Волшебство происходит вовремя, или как использовать сказку в детском саду и семье / И.В. Вачков, Н.С. Соловьева; под ред. И.В. Вачкова. – Казань: РОКС, 2015.
  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — СПб., 2010
  6. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. –М.: Смысл, 2019. – 544 с.
  7. Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно–речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет .- СПб.: Детство – ПРЕСС, 2010 г.
  8. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  9. ЛисинаТ.В. Лисина Г.В. Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников – М. : ТЦ. Сфера, 2014.- 128 стр.
  10. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб., 2010.
  11. Михайлова З.А., Чеплашкина И. Математика — это интересно. — СПб., 2009.
  12. Некрасов А.С. Приключения капитана Врунгеля: Избранные произведения./ Оформление К. Ротова. – Переизд. М.: Дет. лит., 1980
  13. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  14. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
  15. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятия с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  16. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. — М., 2014.
  17. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам. — СПб., 2009.
  18. Сотникова Н.Я. 100 загадок от А до Я для детей 5-7 лет. – М.: АЙРИС-пресс, 2019.
Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию