Сообщество / Воспитание

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Тарасова Людмила Валентиновна
10.06.2021 11:22

Сообщений: 2

Внеурочная деятельность является обязательной и неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании обучающихся и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была - дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей. Многообразие направлений и организационных форм внеурочной деятельности предоставляет широкий выбор на основе интересов и потребностей самих обучающихся. Во внеурочной деятельности заключён большой потенциал в воспитании гражданственности и патриотизма, в том числе.  

Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет. Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Я в своей внеурочной деятельности использую английский язык в качестве дополнительного средства как для развития иноязычной коммуникативной компетенции, так и для формирования личности с активной жизненной позицией.  

Формирование гражданских качеств учащихся невозможно без их участия в поисково-краеведческой работе, формами которой могут быть проектно- исследовательские работы. Уже два года в нашей школе ведется работа над проектами, как одна из форм внеурочной работы. Разработано и составлено положение о проектной деятельности обучающихся на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в рамках реализации ФГОС, определены цели и задачи, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.

«1.2. Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа творческих групп педагогов и учащихся по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно- практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.

1.3. Проектная деятельность и учебно-исследовательская деятельность учащихся являются методами развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлены на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), содействуют развитию творческих способностей и логического мышления, объединяют знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщают к решению конкретных, жизненно важных проблем. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.» (из Положения о проектной деятельности обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»)

Работа над проектами начинается в сентябре и, продолжаясь весь учебный год, имеет свое логическое завершение в апреле- мае выступлениями в разных организационных формах, в том числе в научно- практических конференциях.   

Одним из направлений, выбранных мною, является как раз проектно- исследовательская работа в области краеведения, выполняемая учащимися в индивидуально- групповой форме. Что значит – индивидуально- групповая? То есть обучающиеся объединены одной общей темой, в моем случае – “Famous people from our village”, но каждый волен выбирать своего героя. Не скрою, имена их часто озвучиваются мной.  В процессе работы, учащиеся занимаются сбором материала сначала на родном языке, знакомятся с архивными материалами (в архивах в администрации Альшиховского сельского поселения, дважды побывали в Буинском архиве), интервьюируют родственников, ведут с ними переписку в социальных сетях, ведут поиски в Интернете.  После всех этапов, когда фактически готова проектная работа на русском языке, начинается этап, в который вступаю уже я непосредственно, и в тандеме с авторами проектов мы доводим их до завершения, т.е. начинается перевод на английский язык.

Хочу привести для примера несколько таких работ

«Имам – хатиб Московской Соборной мечети Салихов Камаритдин Багаутдинович», наш земляк, бывший имамом с 1956 по 1963 гг. Салихов Камаритдин Багаутдинович родился в 1891 году в д. Альшихово Буинского района Республики Татарстан в крестьянской семье, в 1912 г. окончил Буинское медресе, после чего там же работал преподавателем, в 1917–24 гг. являлся имамом-хатибом в д. Утямишево ныне Тетюшского района Татарстана.

«Николай Павлович Аксаков - учитель, фронтовик, писатель». (Великой Победе посвящается!) С первого дня войны в боевом строю защитников Родины отважно сражались 158 воинов, призванных из деревни Альшихово. Одним из них был Аксаков Николай Павлович. Он был снайпером и только в боях под Ленинградом уничтожил 168 фашистов. У него была снайперская винтовка от Мерецкова - командира фронта - и именные карманные часы с надписью на крышке «Товарищу Аксакову за бесстрашие перед немецко-фашистскими захватчиками»

«Красный цвет в культуре чувашского и английского народов». «Я чувашка. Очень люблю свой язык, свою культуру. На уроках родного языка мы изучаем разные проявления культуры: сказки, пословицы, образцы народного прикладного искусства. Рассматривая старинную чувашскую одежду, вышивки, я обратила внимание на то, что основным цветом в них является красный. Потом я подумала, а какое место занимает красный цвет в культурах других стран. А так как я изучаю английский язык, то и решила изучить этот вопрос в английской культуре. Только человек, знающий и уважающий не только свою культуру, но и культуру других народов, может считаться толерантным. А это очень важно в современном обществе.» Так объясняет ученица актуальность выбранной ею темы.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью. Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить, как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.

В своем выступлении хочу подчеркнуть тот интерес, энтузиазм, который вызывает подбираемый материал у детей. Голословно, одними призывами невозможно воспитать гражданина своего государства и патриота своей Отчизны. В процессе работы у них появляется чувство гордости за своих земляков, за свою Малую Родину, в чем они сами признаются. Как сказал один из авторов проекта, хочется просто на просто не подводить своих именитых земляков.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества

В завершении хочется отметить, что внеурочная деятельность – возможность в нашей образовательной деятельности, ведущая к достижению результатов освоения программы общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном и формированию полноценной личности, что в полной мере соответствует ФГОС нового поколения.

 

Алена Геннадьевна Шигапова

Сообщений: 9

спасибо за информацию.

Лилия Халитова

Сообщений: 2

Очень актуальная тема на сегоднешний день

Хайбуллина Алсу

Сообщений: 6

Тема актуальна на сегодняшний день.

Бахтиарова Светлана

Сообщений: 4

Спаибо большое

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

Спасибо за полезный материал!

Альбина Шафигуллина

Сообщений: 2

спасибо, очень познавательно!

Наталья Яшмурзина

Сообщений: 3

Спасибо за познавательный материал!

Рузиля Низамова

Сообщений: 45

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ

Хабибуллин Альфер Азатович

Сообщений: 7

интересная и полезная информация!

Ильсеяр

Сообщений: 1

Спасибо за информацию! Очень полезная!

Айна Ильдаровна Рахимзянова

Сообщений: 10

Актуальная тема, спасибо!

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию