Участник Сообщества |
14.10.2020 14:50
|
Сообщений: 63 |
Вопрос эксперту (
Орлова Лилия Николаевна
)
Как помочь ребенку с профопределением? Какаие методики Вы можете порекомендовать? Одинаков ли подход в этом вопросе при работе со школьником среднего и страшего звеньев? |
Татьяна Яковенко |
22.10.2020 08:39
|
Сообщений: 16 |
В ближайшее время наши эксперты предложат методические материалы для использования в работе.
|
Лилия Орлова |
20.11.2020 16:04
|
Сообщений: 1 |
Важно в роли родителя и учителя, наблюдать за интересами ребенка. Видеть, что ему нравиться делать, чем увлекается, какие профили больше интересуют. Потом раскрывать перед школьниками профессиональный горизонт, знакомить с миром профессий, сферами и отраслями экономики, заводиь беседы и помогать формировать картину экономического устройства. Для школьников среднего эвена - это могут быть ролевые и настольные игры, викторины-знакомства с определенными профессиями, экскурсии или встречи с профессионалами, рассказы родителей о своей профессиональной сфере. В старшем возрасте нужно дать фокус, как молодой человек хотел бы реализоваться. В 16 лет начинается ярко проявлятьбся профессиональное самоопределение. Можно поговорить о профессиональных ролях. Выбор ОГЭ, ЕГЭ, вуза и профессии порой вызывают страхи у подростков. Здесь можно провести тренинги или личные беседы, дать взгляд на осознанность и понимание себя "Кто я? Каким хочу быть профессионалом? Что мне для этого необходимо? Какие сильные стороны уже есть и что развивать в себе?" Тут хорошо предложить пройти диагностику или получить консультацию профориентатора. Есть методики "Хочу. Могу. Надо", "Икигай" Можно примерять разные профессии. (сайт "Проектория" - примерочная профессий) И отмечу, что нужно уделять время на рефлексию и анализ, что узнает о себе ваш ребенок.Взрослым хорошо бы помогать развивать навык умения выбирать, а значит нести ответственность за свои выбор. Ведь необязательно, что этот путь связан только с одной профессией на всю жизнь, особенно, если это талантливый школьник, который проявляет несколько способной, так называемые мультипотенциалы.Очень много в мире синтетических профессий, поисследовать варианты. Нужно показывать и обсуждать, как меняются тренды развития экономического мира и уклада, что ждет и ценит работодатель, какие навыки необходимы для определенного специалиста. Для помощи ресурс "Атлас новых профессий" или стажировки на площадке "Россия - страна возможностей!" В любом случае, взрослые предлагают профессиональные пробы помогают раскрыть возможности для профессионального выбора. |
Участник Сообщества |
23.11.2020 17:31
|
Сообщений: 63 |
Спасибо за содержательный ответ. |
Эльвира |
30.11.2020 10:00
|
Сообщений: 2 |
Добрый день, что делать если ученик выпускного класса искренне не понимает как выбрать профессию - интерес отсутствует, так как и в академическом и в досуговом плане все было "ровненько" и выделиться ярко нигде не получилось? |
Эльвира Башлай |
30.11.2020 14:17
|
Сообщений: 118 |
Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет самореализации, успешной профессиональной карьеры, возможности хорошей оплаты труда, уважения коллег, возможности профессионального роста, но редко осознают реальные трудности на пути к достижению профессиональной карьеры. В условиях сопровождения профессионального выбора обучающихся на основе современных технологий и методов формируются следующие компетенции: - способность адаптироваться к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности; - объективно соотносить уровень личных притязаний, планируемую профессиональную карьеру со своими возможностями; - принимать ответственность за совершаемый выбор профиля обучения и в дальнейшем профессиональную сферу деятельности на себя; - самостоятельно и осознанно проектировать траекторию своего профессионального развития с учетом состояния рынка труда и возможных социально-экономических перемен; - способность найти себя в образах профессионального мира; - развивать свои представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека; - интерпретировать и понимать смысл ключевых понятий, значимых для достижения успеха в образовательной и профессиональной деятельности (притязание, карьера, стратегия карьеры, самоменеджмент, самомаркетинг, ценностные ориентации, пути достижения карьеры); - понимать ограничения и риски, связанные с получением профессионального образования и конкретной профессии; - уметь извлекать информацию из различных источников и знать все возможные ресурсы (помощники) человека в различных ситуациях ориентации на рынке труда и адаптации к его требованиям (службы занятости, кадровые агентства, профориентационные центры, тематические издания, Интернет-ресурсы, виртуальные сообщества специалистов, и выпускников вузов); - уметь разрабатывать альтернативные варианты профессионального пути (план профессиональной карьеры) и проектировать типовые сценарии профессиональной биографии специалистов разных областей и направлений; - умение планировать свою профессиональную карьеру не в узкой направленности на одну профессию, а готовность к постоянному совершенствованию знаний, умений и навыков, которые помогут успешной самореализации в любых областях деятельности; - уметь сравнивать полученные знания о профессии со своим представлением о ней. Современная профессиональная ориентация школьников выполняет не только пассивно-ознакомительную, но и проектно-исследовательскую, научно-практическую и развивающую функцию. В результате проведения мероприятий, с применением современных технологий и методов, выпускники школы должны получить полную информацию: - о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; - об уникальности самобытности жизненного и профессионального становления человека; - о характеристиках новых профессий и перспективных направлениях будущего; - о предметах, которые лежат в основе той или иной профессии; - о пространстве - временных стратегиях планирования карьеры (горизонтальной, вертикальной и др.) Для решения этих задач применяются многообразные методы и технологии, например коучинг – технологии, которые помогут ребенку понять себя, свои проблемы и обнародовать свои ресурсы, быть готовым к профессиональной мобильности. Для этого используется «лестница» вопросов по логическим уровням. В основе техники коучинга – беседа по открытым и «сильным» вопросам. Методика «История достижений – START» поможет школьники проанализировать наиболее значимое событие в жизни. Событие интерпретируется с точки зрения извлечения опыта, презентации своих способностей и талантов, своевременно предпринятых действий (решений), которые помогли достичь поставленной цели и получить нужный результат. S –ситуация; T - задача, которая была поставлена; A - действия, которые были предприняты; R – какой был результат; T –таланты, способности, которые были проявлены. Известно, что немаловажным атрибутом профессионального развития является умение рассказать о себе, презентовать свои способности и таланты, образовательные и личностные достижения. Обучающиеся могут приобретать данный опыт путем создания видеоролика, информационных буклетов – визиток, презентации, резюме. Для формирования презентационных способностей и изучения этапов карьерного роста необходимо знакомить школьников с успешными в профессиональной деятельности специалистами, в том числе выпускниками школы. С целью формирования главного универсального навыка – коммуникабельность, целесообразно организовать учебный процесс в сетевых и разновозрастных группах. Одной из новых форм знакомства с профессиями стали такие организационные формы, как «профориентационный дайвинг» - погружение в профессию и профильные смены «Лаборатория навыков» (SkillsLab). Педагогу важно знать социально-психологический портрет современного старшеклассника для того, чтобы осуществить целенаправленное профориентационное влияние и помочь спроектировать жизненный путь. Роль педагога помочь ребенку увидеть связь выбранной профессии с обществом, и себя в обществе. Такое понимание важно для того, чтобы выпускник знал, что от него ожидает общество.
|
Марат Шаехов |
02.12.2020 11:28
|
Сообщений: 125 |
Благодарим экспертов за такие подробные разъяснения! |