Сообщество / Профориентация

Как помочь ребенку с профопределением?

Участник Сообщества
14.10.2020 14:50

Сообщений: 63
Вопрос эксперту ( Орлова Лилия Николаевна )

Как помочь ребенку с профопределением? Какаие методики Вы можете порекомендовать? Одинаков ли подход в этом вопросе  при работе со школьником среднего и страшего звеньев?

Татьяна Яковенко

Сообщений: 15

В ближайшее время наши эксперты предложат методические материалы для использования в работе.

 

Лилия Орлова

Сообщений: 1

Важно в роли родителя и учителя, наблюдать за интересами ребенка. Видеть, что ему нравиться делать, чем увлекается, какие профили больше интересуют. Потом раскрывать перед школьниками профессиональный горизонт, знакомить с миром профессий, сферами и отраслями экономики, заводиь беседы и помогать формировать картину экономического устройства. Для школьников среднего эвена - это могут быть ролевые и настольные игры, викторины-знакомства с определенными профессиями, экскурсии или встречи с профессионалами, рассказы родителей о своей профессиональной сфере. В старшем возрасте нужно дать фокус, как молодой человек хотел бы реализоваться. В 16 лет начинается ярко проявлятьбся профессиональное самоопределение. Можно поговорить о профессиональных ролях. Выбор ОГЭ, ЕГЭ, вуза и профессии порой вызывают страхи у подростков. Здесь можно провести тренинги или личные беседы, дать взгляд на осознанность и понимание себя "Кто я? Каким хочу быть профессионалом? Что мне для этого необходимо? Какие сильные стороны уже есть и что развивать в себе?" Тут хорошо предложить пройти диагностику или получить консультацию профориентатора. Есть методики "Хочу. Могу. Надо", "Икигай" Можно примерять разные профессии. (сайт "Проектория" -  примерочная профессий)  И отмечу, что нужно уделять время на рефлексию и анализ, что узнает о себе ваш ребенок.Взрослым хорошо бы помогать развивать навык умения выбирать, а значит нести ответственность за свои выбор. Ведь необязательно, что этот путь связан только с одной профессией на всю жизнь, особенно, если это талантливый школьник, который проявляет несколько способной, так называемые мультипотенциалы.Очень много в мире синтетических профессий, поисследовать варианты. Нужно показывать и обсуждать, как меняются тренды развития экономического мира и уклада, что ждет и ценит работодатель, какие навыки необходимы для определенного специалиста. Для помощи ресурс "Атлас новых профессий" или стажировки на площадке "Россия - страна возможностей!" В любом случае, взрослые предлагают профессиональные пробы помогают раскрыть возможности для профессионального выбора. 

Участник Сообщества

Сообщений: 63

Спасибо за содержательный ответ.

Эльвира

Сообщений: 2

Добрый день, что делать если ученик выпускного класса искренне не понимает как выбрать профессию - интерес отсутствует, так как и в академическом и в досуговом плане все было "ровненько" и выделиться ярко нигде не получилось?

Эльвира Башлай

Сообщений: 113

Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет самореализации, успешной профессиональной карьеры, возможности хорошей оплаты труда,  уважения коллег, возможности профессионального роста, но редко осознают реальные трудности  на пути к достижению профессиональной карьеры.

В условиях сопровождения профессионального выбора обучающихся на основе современных технологий и методов формируются следующие компетенции:

 - способность адаптироваться к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности;

- объективно соотносить уровень личных притязаний, планируемую профессиональную карьеру со своими возможностями;

 - принимать ответственность за совершаемый выбор профиля обучения и в дальнейшем профессиональную сферу деятельности на себя;

 - самостоятельно и осознанно проектировать траекторию своего профессионального развития  с учетом состояния рынка труда и возможных  социально-экономических перемен;

  - способность найти себя в образах профессионального мира;

 - развивать свои  представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека;

 - интерпретировать и понимать смысл ключевых понятий, значимых для достижения успеха в образовательной и профессиональной деятельности (притязание, карьера, стратегия карьеры, самоменеджмент, самомаркетинг, ценностные ориентации, пути достижения карьеры);

 - понимать ограничения и риски, связанные с получением профессионального образования и конкретной профессии;

 - уметь извлекать информацию из различных источников и знать все возможные ресурсы (помощники) человека в различных ситуациях ориентации на рынке труда и адаптации к его требованиям (службы занятости, кадровые агентства, профориентационные центры, тематические издания, Интернет-ресурсы, виртуальные сообщества специалистов, и выпускников вузов);

 - уметь разрабатывать альтернативные варианты профессионального пути (план профессиональной карьеры) и проектировать типовые сценарии профессиональной биографии специалистов разных областей и направлений;

- умение планировать свою профессиональную карьеру не в узкой направленности на одну профессию, а готовность к постоянному совершенствованию знаний, умений и навыков, которые помогут успешной самореализации в любых областях деятельности;

 - уметь сравнивать полученные знания о профессии со своим представлением о ней.

Современная профессиональная ориентация школьников  выполняет не только пассивно-ознакомительную, но и проектно-исследовательскую, научно-практическую и развивающую функцию. В результате проведения мероприятий, с применением современных технологий и методов, выпускники школы должны получить полную информацию:

 -  о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

 - об уникальности самобытности жизненного и профессионального становления человека;

 -  о характеристиках новых профессий и перспективных направлениях будущего;

 - о предметах, которые лежат в основе той или иной профессии;

 - о пространстве - временных стратегиях планирования карьеры (горизонтальной, вертикальной и др.)

Для решения этих задач применяются многообразные методы и технологии, например коучинг – технологии, которые помогут ребенку понять себя, свои проблемы и обнародовать свои ресурсы, быть готовым к профессиональной мобильности. Для этого используется «лестница» вопросов по логическим уровням. В основе техники коучинга – беседа по открытым и «сильным» вопросам. Методика «История достижений – START» поможет школьники проанализировать наиболее значимое событие в жизни. Событие интерпретируется с точки зрения извлечения опыта, презентации своих способностей и талантов, своевременно предпринятых действий (решений), которые помогли достичь поставленной цели и получить нужный результат. 

S –ситуация;

T - задача, которая была поставлена;

A - действия, которые были  предприняты;

R – какой  был результат;

T –таланты, способности, которые были проявлены.

Известно, что немаловажным атрибутом профессионального развития является умение рассказать о себе, презентовать свои способности и таланты, образовательные и личностные достижения. Обучающиеся могут приобретать данный опыт путем создания видеоролика,  информационных буклетов – визиток, презентации, резюме.

Для формирования презентационных способностей и изучения этапов карьерного роста необходимо знакомить школьников с успешными в профессиональной деятельности специалистами, в том числе выпускниками школы. С целью формирования главного универсального навыка – коммуникабельность, целесообразно организовать учебный процесс в сетевых  и разновозрастных группах. Одной из новых форм знакомства с профессиями стали такие организационные формы, как «профориентационный дайвинг» - погружение в профессию и профильные смены «Лаборатория навыков» (SkillsLab).

Педагогу важно знать социально-психологический портрет современного старшеклассника для того, чтобы осуществить целенаправленное профориентационное влияние и помочь спроектировать жизненный путь.  Роль педагога помочь ребенку увидеть связь выбранной профессии с обществом, и себя в обществе. Такое понимание важно для того, чтобы выпускник знал, что от него ожидает общество.

 

Марат Шаехов

Сообщений: 104

Благодарим экспертов за такие подробные разъяснения!

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию