Сообщество / Психолого-педагогическая поддержка детей и семей

«Влияние психологических травм детства на деструктивное поведение подростка. Методы и приемы оказания помощи»

Лилия Хисматова
12.10.2020 11:13

Сообщений: 167

Научный сотрудник лаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения ГАОУ ДПО «Институт развития образования» РТ, эксперт в направлении «Психолого-педагогическая поддержка детей и семей» Башлай Эльвира Хамзеевна приняла участие в республиканском он-лайн форуме «Конструктив».

 

Видеодоклад на тему: «Влияние психологических травм детства на деструктивное поведение подростка. Методы и приемы оказания помощи» можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/wall-77022861_2074

Лилия Хисматова

Сообщений: 167

Добрый день, уважаемые коллеги!

Если у Вас возникли вопросы по теме видеодоклада, можете обсудить здесь или задать вопрос нашему эксперту Башлай Эльвире Хамзеевне

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Уаважаемые коллеги! Предлагаю Вам часть материала видеодоклада.

В подростковой среде одним из источников психологической травмы является травля (буллинг). Традиционно выделяют физический, вербальный буллинг, а также социальную агрессию. Число исследований феномена школьной травли неуклонно растет, и география их охватывает практически весь земной шар. Причиной этому является как широкая распространенность этой формы деструктивного поведения среди детей и подростков, так и тяжелые последствия травли для их психического, физического, социального благополучия.[6.] Отношения с учителем – один из главных факторов, влияющих на частоту возникновения травли. Ученики должны быть уверены, что в случае возникновения конфликтных ситуаций они легко могут попросить у взрослых помощи. Травля меньше в тех школах, где учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются, став свидетелями нападения или узнав о нем. [6]. Известно, что одна из причин проявления агрессии - желание самоутвердиться. Жертва нужна агрессору, тирану для того, чтобы самоутвердиться, причем из всех форм самоутверждения (конструктивное, смешанное, агрессивное) преобладает деструктивная форма – агрессивное самоутверждение. Необходимо помочь школьникам выходить из позиции жертвы – так как это может запустить агрессию против себя  самого. Чтобы реализовать индивидуальный подход, нужно учесть особенности характера школьника, оказывающегося в позиции жертвы и помочь выработать ему стратегию «выхода» с учетом его индивидуальности. [2].

Помимо очевидных симптомов свидетельства насилия, у детей могут развиваться незаметные последствия такой травмы, которые не становятся очевидными в процессе традиционной диагностики. Например, дети, присутствовавшие при эпизодах насилия, имеют тенденцию считать насилие правильным способом разрешения конфликтов, особенно в контексте личных отношений. Многие молодые люди считают жестокость оправданной в завоевании контроля или уважения в отношениях, либо простительной в случае, если «жертва» провоцировала его.

 Все дети и подростки в ситуации психологического травмирования чрезмерно уязвимы. В этом состоянии многие молодые люди становятся легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужная для достижения собственных корыстных целей.

Главное условие эффективной психолого-педагогической помощи -  создание благоприятных условий для комфортного общения, самореализации, погружение ребенка в атмосферу принятия и уважения. Коррекция психологических травм подростков это очень ответственное и нелегкое занятие, в котором должны принимать участие не только специалисты, но также и все окружение травмированного ребенка, учителя, родители и близкие и другие люди. Первое на что необходимо обратить внимание при работе с подростками - системный подход. Педагоги, психологи должны посмотреть на ребенка, как часть некой системы, например семьи. Семья в свою очередь включена в систему взаимоотношений с родственниками, соседями, коллегами, друзьями. Все части системы взаимодействуют между собой и могут помочь в получении полной информации о подростке и выбора адекватных способов оказания социально-психологической помощи. Работа с травмой может быть пугающей, болезненной и провоцирующей ретравматизацию. Детям, пережившим психологическую травму нужна среда с низким уровнем стресса и предсказуемой безопасностью. В зависимости от времени оказания помощи и от решаемых задач, можно выделить экстренную, краткосрочную и пролонгированную психологическую помощь.

Экстренная помощь необходимо непосредственно после травмирующего события - (в первые несколько дней или недель в зависимости от тяжести психотравмы).  Краткосрочная помощь оказывается в течение первых месяцев после психотравмы. Если ребенок не получил такой помощи своевременно, то приходится оказывать ее отсрочено. Пролонгированная помощь осуществляется в течении нескольких лет. Основная задача пролонгированной помощи – восстановление нормального социального и внутрисемейного функционирования детей. Задачи психологической реабилитации детей и подростков, переживших тяжелую психическую травму, принципиально различны непосредственно после нее и несколько месяцев спустя. На первом этапе реабилитационная работа в целом может быть охарактеризована как медико-психологическая, на втором - как психолого-педагогическая.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление способности к жизнедеятельности в социальной среде. При всей важности роли психолога в психосоциальной реабилитации необходима слаженная работа различных специалистов с ребенком и его социальным окружением. В рамках профилактической и коррекционной работы необходимо формировать у детей умение решать простые и сложные жизненные проблемы с опорой на имеющиеся у ребенка ресурсы.

При наличии психологических трудностей у подростков окружающие его взрослые – учителя, родители, сверстники -  не всегда могут заметить признаки психологического неблагополучия.  Это связано с низкой психологической грамотностью, отсутствием представления о том, на что обратить внимание, а что - нормальные возрастные изменения.

Принципы, на которые должен опираться педагог и психолог в работе с детьми:

 - принцип реальности (предполагает целенаправленное развитие у подростков способности адаптироваться к реальным трудностям жизни);

 - принцип эффективности социального взаимодействия предполагает целенаправленное формирование навыков поведения в совместной с другими деятельности;

- принцип социального закаливания – предполагает включение подростков в ситуации, которые требуют волевого усилия для противостояния  негативного воздействия социума.

Главная задача школьного психолога и классного руководителя – своевременно заметить индивидуальные особенности ребенка и поддержать в образовательном процессе, в том числе оказать адресную помощь в социальной адаптации. Рекомендуется сообщить детям, о своей готовности помочь в любых трудных ситуациях, гарантируя конфиденциальность.

Социально-педагогическая поддержка всегда должна быть адресной, направленная на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем. Для детей с различными видами психологической травмы рекомендуется проводить групповые занятия, опираясь на метод групповой терапии. Групповая терапия может помочь детям проработать травмирующие события, по-новому интерпретировать свое поведение и окружающих, погрузиться в атмосферу доверия и приятия, развить базовые социально-психологические навыки, развить позитивное представление о будущем.

 Важно помочь подросткам осознать: что жизнь и трудности взаимосвязанные понятия, необходимо рассматривать это, как некий вызов, который бросается каждому человеку, вызов, на который важно ответить и преодолеть возникающие трудности и проблемы, не заменять их решение различными видами деструктивного поведения.

 

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Предлагаю литературу, которая поможет понять проблему детей, перенесших психологические травмы и понять, как помочь этим детям.

В предыдущем ответе есть ссылки на эти источники.

Литература

 

  1. Бадьина Н.П. Психологическая помощь ребенку, пережившему психологическую травму: Методические рекомендации для педагогов-психологов ОУ. – Курган, 2005. – 63 с.
  2. Белкин А.И. Как быть лидером…или Когда ты перестанешь жить по сценарию жертвы. Вестник практической психологии образования №4 (41) октябрь-декабрь 2014 г. с.71-76.
  3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
  4. Калмыков Ю.А., Яхин К.К., Учебно-методическое пособие по тревожным расстройствам. КГМУ. Казань 2010 г.78 с.
  5. Казаснкая В.Г. Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь/ Под ред. А.С. Обухова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 224 с.
  6. Новикова М.А., А.А. Реан. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования. Вопросы образования/Educational Studies Moscow №2. 2019 с.78-93.
  7. Ольшанский В.Б. Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям. – М. «Тривола», 1996. – 264 с.
  8. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. высших учебных заведений./ А.П. Панфилова, под общей ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
  9. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации/ Татьяна Шульга. – М.: Чистые пруды, 2009, - 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).
  10. Beata Kulig, Tomasz Saj, SOS детские деревни Польши. Школьное образование, учитывающее детские психологические травмы, поддержка детей, перенесших психологическую травму. (Публикация разработана в рамках международного проекта Осведомленность опекунов о детской травме – наилучшая инвестиция в развитие ребенка).
Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию