Лилия Хисматова |
12.10.2020 11:13
|
Сообщений: 167 |
Научный сотрудник лаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения ГАОУ ДПО «Институт развития образования» РТ, эксперт в направлении «Психолого-педагогическая поддержка детей и семей» Башлай Эльвира Хамзеевна приняла участие в республиканском он-лайн форуме «Конструктив».
Видеодоклад на тему: «Влияние психологических травм детства на деструктивное поведение подростка. Методы и приемы оказания помощи» можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/wall-77022861_2074 |
Лилия Хисматова |
12.10.2020 11:15
|
Сообщений: 167 |
Добрый день, уважаемые коллеги! Если у Вас возникли вопросы по теме видеодоклада, можете обсудить здесь или задать вопрос нашему эксперту Башлай Эльвире Хамзеевне |
Эльвира Башлай |
09.12.2020 21:50
|
Сообщений: 118 |
Уаважаемые коллеги! Предлагаю Вам часть материала видеодоклада. В подростковой среде одним из источников психологической травмы является травля (буллинг). Традиционно выделяют физический, вербальный буллинг, а также социальную агрессию. Число исследований феномена школьной травли неуклонно растет, и география их охватывает практически весь земной шар. Причиной этому является как широкая распространенность этой формы деструктивного поведения среди детей и подростков, так и тяжелые последствия травли для их психического, физического, социального благополучия.[6.] Отношения с учителем – один из главных факторов, влияющих на частоту возникновения травли. Ученики должны быть уверены, что в случае возникновения конфликтных ситуаций они легко могут попросить у взрослых помощи. Травля меньше в тех школах, где учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются, став свидетелями нападения или узнав о нем. [6]. Известно, что одна из причин проявления агрессии - желание самоутвердиться. Жертва нужна агрессору, тирану для того, чтобы самоутвердиться, причем из всех форм самоутверждения (конструктивное, смешанное, агрессивное) преобладает деструктивная форма – агрессивное самоутверждение. Необходимо помочь школьникам выходить из позиции жертвы – так как это может запустить агрессию против себя самого. Чтобы реализовать индивидуальный подход, нужно учесть особенности характера школьника, оказывающегося в позиции жертвы и помочь выработать ему стратегию «выхода» с учетом его индивидуальности. [2]. Помимо очевидных симптомов свидетельства насилия, у детей могут развиваться незаметные последствия такой травмы, которые не становятся очевидными в процессе традиционной диагностики. Например, дети, присутствовавшие при эпизодах насилия, имеют тенденцию считать насилие правильным способом разрешения конфликтов, особенно в контексте личных отношений. Многие молодые люди считают жестокость оправданной в завоевании контроля или уважения в отношениях, либо простительной в случае, если «жертва» провоцировала его. Все дети и подростки в ситуации психологического травмирования чрезмерно уязвимы. В этом состоянии многие молодые люди становятся легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужная для достижения собственных корыстных целей. Главное условие эффективной психолого-педагогической помощи - создание благоприятных условий для комфортного общения, самореализации, погружение ребенка в атмосферу принятия и уважения. Коррекция психологических травм подростков это очень ответственное и нелегкое занятие, в котором должны принимать участие не только специалисты, но также и все окружение травмированного ребенка, учителя, родители и близкие и другие люди. Первое на что необходимо обратить внимание при работе с подростками - системный подход. Педагоги, психологи должны посмотреть на ребенка, как часть некой системы, например семьи. Семья в свою очередь включена в систему взаимоотношений с родственниками, соседями, коллегами, друзьями. Все части системы взаимодействуют между собой и могут помочь в получении полной информации о подростке и выбора адекватных способов оказания социально-психологической помощи. Работа с травмой может быть пугающей, болезненной и провоцирующей ретравматизацию. Детям, пережившим психологическую травму нужна среда с низким уровнем стресса и предсказуемой безопасностью. В зависимости от времени оказания помощи и от решаемых задач, можно выделить экстренную, краткосрочную и пролонгированную психологическую помощь. Экстренная помощь необходимо непосредственно после травмирующего события - (в первые несколько дней или недель в зависимости от тяжести психотравмы). Краткосрочная помощь оказывается в течение первых месяцев после психотравмы. Если ребенок не получил такой помощи своевременно, то приходится оказывать ее отсрочено. Пролонгированная помощь осуществляется в течении нескольких лет. Основная задача пролонгированной помощи – восстановление нормального социального и внутрисемейного функционирования детей. Задачи психологической реабилитации детей и подростков, переживших тяжелую психическую травму, принципиально различны непосредственно после нее и несколько месяцев спустя. На первом этапе реабилитационная работа в целом может быть охарактеризована как медико-психологическая, на втором - как психолого-педагогическая. Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление способности к жизнедеятельности в социальной среде. При всей важности роли психолога в психосоциальной реабилитации необходима слаженная работа различных специалистов с ребенком и его социальным окружением. В рамках профилактической и коррекционной работы необходимо формировать у детей умение решать простые и сложные жизненные проблемы с опорой на имеющиеся у ребенка ресурсы. При наличии психологических трудностей у подростков окружающие его взрослые – учителя, родители, сверстники - не всегда могут заметить признаки психологического неблагополучия. Это связано с низкой психологической грамотностью, отсутствием представления о том, на что обратить внимание, а что - нормальные возрастные изменения. Принципы, на которые должен опираться педагог и психолог в работе с детьми: - принцип реальности (предполагает целенаправленное развитие у подростков способности адаптироваться к реальным трудностям жизни); - принцип эффективности социального взаимодействия предполагает целенаправленное формирование навыков поведения в совместной с другими деятельности; - принцип социального закаливания – предполагает включение подростков в ситуации, которые требуют волевого усилия для противостояния негативного воздействия социума. Главная задача школьного психолога и классного руководителя – своевременно заметить индивидуальные особенности ребенка и поддержать в образовательном процессе, в том числе оказать адресную помощь в социальной адаптации. Рекомендуется сообщить детям, о своей готовности помочь в любых трудных ситуациях, гарантируя конфиденциальность. Социально-педагогическая поддержка всегда должна быть адресной, направленная на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем. Для детей с различными видами психологической травмы рекомендуется проводить групповые занятия, опираясь на метод групповой терапии. Групповая терапия может помочь детям проработать травмирующие события, по-новому интерпретировать свое поведение и окружающих, погрузиться в атмосферу доверия и приятия, развить базовые социально-психологические навыки, развить позитивное представление о будущем. Важно помочь подросткам осознать: что жизнь и трудности взаимосвязанные понятия, необходимо рассматривать это, как некий вызов, который бросается каждому человеку, вызов, на который важно ответить и преодолеть возникающие трудности и проблемы, не заменять их решение различными видами деструктивного поведения.
|
Эльвира Башлай |
09.12.2020 22:00
|
Сообщений: 118 |
Предлагаю литературу, которая поможет понять проблему детей, перенесших психологические травмы и понять, как помочь этим детям. В предыдущем ответе есть ссылки на эти источники. Литература
|