Сообщений: 118
|
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию краткую информацию из методического пособия, котрое будет издано в ближайшее время.
Все мамы и папы хотят, чтобы их дети были счастливыми, добрыми, умными и здоровыми. Однако, одних родительских желаний недостаточно. В процессе воспитания детей многие родители делают серьёзные ошибки, последствия которых сказываются на протяжении всей жизни ребенка.
№
|
Ошибочные (нежелательные) воспитательные методы родителей, реакции на поведение ребенка, применяемые меры наказания и проявление личного отношения к ребенку
|
Последствия, рекомендации.
|
1.
|
Психологическое, или эмоциональное насилие (депривация, отвержение).
Неспособность ближайшего окружения, прежде всего, матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности (феномен «социальное сиротство»).
Эмоциональная холодность со стороны членов семьи, эмоциональная депривация.
Попустительское отношение к ребенку.
|
В ситуации эмоционального отвержения, холодности и депривации у ребенка появляется неосознанное стремление привлекать болезнь, начинается психосоматизация.
Основные последствия эмоционального отвержения :
-появление чувства одиночества, отчужденности, негативизма, неприязни к родителям;
- стремление делать все назло, демонстративное неповиновение, агрессивность;
- появление отчаяния, обиды и даже злости. Отсутствие теплого, эмоционального контакта с родителями способствует снижению у детей самооценки и стрессоустойчивости, отстранению от участия в семейных делах, приводит к конфликтам и ссорам. Эмоциональное неблагополучие осложняет всю жизнедеятельность ребенка, становится преградой к различным взаимоотношениям и достижению учебных и других результатов.
Получая со стороны холодных или постоянно раздраженных родителей вместо необходимой любви и поддержки лишь строгие выговоры и упреки, к тому же сопровождаемыми угрозами наказания, в раннем детстве ребенок непроизвольно пытается восполнить недостающие ему чувства всевозможными страхами, болезненным состоянием, и переживаниями, капризами, упрямством, а так же такими проявлениями и симптомами нервности, как заикание, энурез, тики.[2]
|
2.
|
Психологическое манипулирование ради личных целей, или чтобы преломить подростка.
|
Манипуляция со стороны родителей быстро становится понятной ребенку, в дальнейшем он так же будет использовать манипуляцию и шантаж для достижения своих целей. Такой метод воздействия на ребенка приводит к потере доверия к родителям
|
3.
|
Педагогическая и
психологическая некомпетентность родителей (психологическая безграмотность).
Неадекватные родительские установки.
|
Последствиями педагогической родительской некомпетентности могут быть разнообразные ошибки в воспитании, которые повлияют на личностное развитие ребенка и его психологическое благополучие (акцентуации), инфантильность, низкий уровень самоуважения. Отсутствие адекватных воспитательных мер может привести к асоциальному поведению и формированию потребности в общении со сверстниками, не зависимо от их нормативов поведения.
Воспитание родителями, которое осуществляется хаотично, интуитивно, без опоры на понимание психологии развития детей приводит к непредсказуемым последствиям.
|
4.
|
Постоянное унижение и угрозы
|
Подчинение и запугивание влияют не только на личностные характеристики и адекватную социализацию, но и на дезорганизацию мыслительных процессов, развитие интеллекта и воли (сознательной саморегуляции ребёнком своей деятельности).
Грубость и семейные ссоры, заставляют детей искать свои способы самозащиты:
- ходить дома в наушниках
- закрывать комнату на замок
- погружаться в виртуальный мир интернета.
|
5.
|
Родители чрезмерно внутренне сосредоточены на своих проблемах.
|
В ситуации, когда родители озабочены своими делами и сосредоточены исключительно на себе, становится невозможным заметить детские проблемы и переживания. Опасность такого поведения заключается в том, что можно пропустить серьезные изменения в состоянии и поведении ребенка, своевременно не оказать родительскую поддержку.
|
6.
|
Оскорбление и унижение ребенка в присутствии посторонних лиц (эффект публичности оскорблений и унижений является дополнительным психотравмирующим фактором). Демонстрация окружающим своей власти над ребенком.
|
Последствиями такого поведения родителей:
- формирование у ребенка глубокого чувства обиды на родителей;
- потеря чувства доверия к близким людям;
- формирование чувства собственной неполноценности;
- «закрытость» от общения и контакта с родителями;
- развитие комплекса неполноценности;
- отсутствие уверенности в своём человеческом потенциале, в том, что «меня будут принимать и любить, что я смогу стать полезным и успешным членом общества»;
- недоверие к людям. Когда дети сталкиваются с тем, что родители публично оскорбляют, обвиняют своего ребенка в различных проступках и указывают на его недостатки, они могут навсегда потерять доверие к родителям. Это опасно тем, что при возникновении трудных жизненных ситуаций, когда нужна помощь взрослого, ребенок не будет обращаться к родителям, а начнет самостоятельно принимать недетские решения.
Часто жертвой различных деструктивных виртуальных сообществ и социальных сетей становятся дети, которые ищут поддержку и помощь у посторонних людей и сверстников, находящиеся в ситуации обиды на родителей или открытого конфликта. Потерянное чувство доверия к родителям и обида могут сопровождать ребенка на протяжении всего детства, и стать серьезным препятствием в личностном развитии, в том числе в положительном восприятии мира, людей, будущего, сверстников и своей жизни.
|
7.
|
У родителей слишком высокие требования к личности ребёнка и к его результатам деятельности.
|
Ребенок будет стремиться удовлетворить не свои потребности, а родителей. В этом случае в деятельности всегда будет играть внешняя мотивация, стремление угодить родителю и соответствовать их ожиданиям. Имеется риск развития комплекса «отличника».
Ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать зачем, то есть, с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу. Важно в распределении обязанностей и поручений, убедиться, что ребенок понимает задачу, поставленную перед ним, знает, что нужно сделать и как это сделать. Рекомендации: предоставлять ребёнку право голоса и право выбора. Чаще поощряйте ребенка за инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
|
8.
|
Стремление родителей воспитать ребенка по своему образцу и подобию, реальные возможности ребенка переоцениваются или игнорируются.
|
В результате полученной травмы от чрезмерно высоких требований к достижениям ребенка и его личностных качеств, ребенок получает искажённые представления о себе, своих особенностях и способностях, которые потом нередко несёт во взрослую жизнь. В такой ситуации ребенок может вырасти крайне застенчивым, неуверенным в себе и испытывать постоянный страх «быть не тем».
Излишняя требовательность может стать источником высокой ситуативной тревожности и постоянного внутреннего напряжения ребенка. Чрезмерная строгость может привести к различным видам страха и неуверенности ребенка в себе. Излишняя требовательность может стать истопником высокой ситуативной тревожности и постоянного внутреннего напряжения ребенка.
|
9.
|
Пренебрежение основными нуждами ребенка - относится к моральной жестокости.
Пренебрежение основными потребностями ребенка, например, в физической и психологической безопасности, любви, признании; отсутствие должного обеспечения опекой и надзором; недостаточное обеспечение ребенка
медицинской помощью,
игнорирование потребности в безопасном окружении,
поддержке, общении.
|
Кроме огромной психологической нагрузки, он испытывает сложности в развитии, у него просто нет условий и времени чему-то учиться, когда основная цель — выжить.
Возможны следующие последствия:
- отсутствие чувства защищенности;
- асоциальное поведение;
- проявление различных видов агрессии;
- чувство одиночества;
-заниженная самооценка;
- личностная деформация;
- удовлетворение потребности во внимании и любви, через виртуальные формы общение;
- уход из дома;
- формирование негативных черт личности ребенка.
Ребенок перестает верить родителям, не воспринимает слова родителей всерьез. Отрицая важности того, что волнует ребенка, приводит к тому, что дети отгораживаются от родителей, решая, что впредь свои проблемы надо скрывать, так как их все равно не воспринимают всерьез.
|
10.
|
Родители страдают различными формами личностных (психических) расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения между родителями, допускается жестокое обращение отца в отношении матери.
|
Причиной травматизации ребенка может быть воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. Возможны побеги из дома, как протест против конфликтных отношений между родителями и нежелания быть «включенным» в такие отношения, быть «зрителем» личных враждующих отношений между родителями и постоянным свидетелем разнообразных психопатий в поведении родителей.
Дети, проживающие в условиях постоянного конфликта между родителями бояться быть брошенными и отвергнутыми, стать ненужными. Накопление негативных эмоций может спровоцировать аутоагрессию или агрессивные поступки в отношении братьев и сестер, сверстников, как стремление заявить о себе, привлечь к себе внимание, появление различных пограничных расстройств, акцентуации характера.
|
11.
|
Длительные и открытые для ребёнка ссоры родителей.
Большое затруднение родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей. Психическое заболевание родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям).
|
Разочарование родителями приводит к тому, что ребенок теряет доверие, отчуждается от родителей, чувствует себя одиноким и беспомощным, старается всеми способами угодить окружающим, чтобы символически «вернуть» или приобрести необходимую любовь.
|
12.
|
Ситуация гиперопеки в отношении ребенка.
Когда ребёнок становится для родителей сверхценностью, особенно для матери, если она одна воспитывает ребенка.
|
Последствия травмы в результате гиперопеки:
- слабоволие (неумение преодолевать трудности);
- социальная дезадаптация;
-инфантильная позиция и социальная незрелость.
У детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки слабый уровень развития ответственности за себя своим поступки, низкий уровень развития самоконтроля, перепады настроения,
самостоятельности в различных ситуациях, низкий уровень адаптивности к новым условиям окружающей среды.
|
13.
|
Жестко-авторитарный стиль воспитания, когда ребенок лишается права голоса. Любые попытки заявить ребенком о себе и о своих правах, в том числе иметь свое мнение, жестко подавляются родителями. Ограничение свободы, постоянный контроль, отсутствие какой-либо самостоятельности
|
Дети, которые растут в «ежовых рукавицах», могут легко поддаваться манипуляциям, становятся доверчивыми в отношении тех, кто проявляет к ним внимание. Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь обо всех вокруг в ущерб себе. В ситуации авторитарного метода воспитания у детей возникают нарушения пищевого поведения.
Ответственный родитель думает о том, какие воспоминания о своем детстве останутся у ребенка на всю его жизнь, с кем из родителей ребенок всегда будет делиться своими проблемами и переживаниями.
|
|