Сообщество / Психолого-педагогическая поддержка детей и семей

Ошибки родителей в выборе методов воспитания

Алсу Яппарова
04.12.2020 13:47

Сообщений: 0

Какие ошибки совершают родители в  выборе методов воспитания?

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию краткую информацию из методического пособия, котрое будет издано в ближайшее время.

Все мамы и папы хотят, чтобы их дети были счастливыми, добрыми, умными и здоровыми. Однако, одних родительских желаний недостаточно. В процессе воспитания  детей многие родители делают серьёзные ошибки, последствия которых сказываются на протяжении всей жизни ребенка.

Ошибочные (нежелательные) воспитательные методы родителей, реакции на поведение ребенка, применяемые меры наказания и проявление личного отношения к ребенку

Последствия, рекомендации.

1.

Психологическое, или эмоциональное насилие (депривация, отвержение).

Неспособность ближайшего окружения, прежде всего, матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности (феномен «социальное сиротство»).

Эмоциональная холодность со стороны членов семьи, эмоциональная депривация.

Попустительское отношение к ребенку.

В ситуации эмоционального отвержения, холодности и депривации у ребенка появляется неосознанное стремление привлекать болезнь, начинается психосоматизация.

 Основные последствия эмоционального отвержения : 

-появление чувства одиночества, отчужденности, негативизма, неприязни к родителям;

 - стремление делать все назло,   демонстративное  неповиновение,  агрессивность;

 - появление отчаяния, обиды и даже злости. Отсутствие теплого, эмоционального контакта с родителями  способствует снижению у детей самооценки  и стрессоустойчивости, отстранению от участия в семейных делах, приводит к конфликтам и ссорам. Эмоциональное неблагополучие осложняет всю жизнедеятельность ребенка, становится преградой к различным взаимоотношениям и достижению учебных и других результатов.

Получая со стороны холодных или постоянно раздраженных родителей вместо необходимой любви и поддержки лишь строгие выговоры и упреки, к тому же сопровождаемыми угрозами наказания, в раннем детстве ребенок непроизвольно пытается восполнить недостающие ему чувства всевозможными страхами, болезненным состоянием, и переживаниями, капризами, упрямством, а так же такими проявлениями и симптомами нервности, как  заикание, энурез, тики.[2]

2.

Психологическое манипулирование ради личных целей, или чтобы преломить подростка.

Манипуляция со стороны родителей быстро становится понятной ребенку, в дальнейшем он так же будет использовать манипуляцию и шантаж для достижения своих целей. Такой  метод воздействия на ребенка  приводит к потере доверия к родителям

3.

Педагогическая и

 психологическая некомпетентность родителей (психологическая безграмотность).

Неадекватные родительские установки.

Последствиями педагогической родительской некомпетентности могут быть разнообразные ошибки в воспитании, которые повлияют на личностное развитие ребенка и его психологическое благополучие (акцентуации), инфантильность, низкий уровень самоуважения. Отсутствие адекватных воспитательных мер может привести к асоциальному поведению и формированию потребности в общении со сверстниками, не зависимо от их нормативов поведения.

Воспитание родителями, которое осуществляется хаотично, интуитивно, без опоры на понимание психологии развития детей приводит к непредсказуемым последствиям.

4.

Постоянное унижение и угрозы

Подчинение и запугивание влияют не только на личностные характеристики и адекватную социализацию, но и на дезорганизацию мыслительных процессов,  развитие интеллекта и воли (сознательной саморегуляции ребёнком своей деятельности).

Грубость и семейные ссоры, заставляют детей искать свои способы самозащиты:

 -  ходить дома в наушниках

 -  закрывать комнату на замок

 -  погружаться в виртуальный мир интернета.

 

5.

Родители чрезмерно внутренне сосредоточены на своих проблемах.

В ситуации, когда родители озабочены своими делами и сосредоточены исключительно на себе, становится невозможным заметить детские проблемы и переживания. Опасность такого поведения заключается в том, что можно пропустить  серьезные изменения в состоянии и поведении ребенка, своевременно не оказать  родительскую поддержку.

6.

Оскорбление и унижение ребенка в присутствии посторонних лиц (эффект публичности оскорблений и унижений является дополнительным психотравмирующим фактором). Демонстрация окружающим своей власти над ребенком.

Последствиями такого поведения родителей:

 -  формирование у ребенка глубокого чувства обиды на родителей;

 -  потеря чувства доверия к близким людям;

 - формирование чувства собственной неполноценности;

 -  «закрытость» от общения и контакта с родителями;

 - развитие комплекса неполноценности;

 - отсутствие уверенности в своём человеческом потенциале, в том, что «меня будут принимать и любить, что я смогу стать полезным и успешным членом общества»;

 - недоверие к людям. Когда дети сталкиваются с тем, что родители публично оскорбляют, обвиняют своего ребенка в различных проступках и указывают на его недостатки, они могут навсегда потерять доверие к родителям. Это опасно тем, что при возникновении трудных жизненных ситуаций, когда нужна помощь взрослого, ребенок не будет обращаться к родителям, а начнет самостоятельно принимать недетские решения.

Часто жертвой различных деструктивных виртуальных сообществ и социальных сетей становятся дети, которые ищут поддержку и помощь у посторонних людей и сверстников, находящиеся в ситуации обиды на родителей или открытого конфликта. Потерянное чувство доверия к родителям и обида могут сопровождать ребенка на протяжении всего детства, и стать серьезным препятствием в личностном развитии, в том числе в положительном восприятии мира, людей, будущего, сверстников и своей жизни.

7.

У родителей  слишком высокие требования к личности ребёнка и к его результатам деятельности.

 

Ребенок будет стремиться удовлетворить не свои потребности, а родителей. В этом случае в деятельности всегда будет играть внешняя мотивация, стремление угодить родителю и соответствовать их ожиданиям. Имеется риск развития комплекса «отличника».

Ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать зачем, то есть, с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу. Важно в распределении обязанностей и поручений, убедиться, что ребенок понимает задачу, поставленную перед ним, знает, что нужно сделать и как это сделать.  Рекомендации: предоставлять ребёнку право голоса и право выбора. Чаще поощряйте ребенка за инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

8.

Стремление родителей воспитать ребенка по своему образцу и подобию, реальные возможности ребенка переоцениваются или игнорируются.

В результате полученной  травмы от чрезмерно высоких требований к достижениям ребенка и его личностных качеств, ребенок получает искажённые представления о себе, своих особенностях и способностях, которые потом нередко несёт во взрослую жизнь. В такой ситуации ребенок может вырасти крайне застенчивым, неуверенным в себе и испытывать постоянный страх «быть не тем».

Излишняя требовательность может стать источником  высокой ситуативной тревожности и постоянного внутреннего напряжения ребенка. Чрезмерная строгость может привести к различным видам страха и неуверенности ребенка в себе. Излишняя требовательность может стать истопником  высокой ситуативной тревожности и постоянного внутреннего напряжения ребенка.

9.

Пренебрежение основными нуждами ребенка - относится к моральной жестокости.

Пренебрежение основными потребностями ребенка, например, в физической и психологической безопасности, любви, признании; отсутствие должного обеспечения опекой и надзором; недостаточное обеспечение ребенка

медицинской помощью,

 игнорирование потребности в безопасном окружении,

 поддержке, общении.

 

Кроме огромной психологической нагрузки, он испытывает сложности в развитии, у него просто нет условий и времени чему-то учиться, когда основная цель — выжить.

Возможны следующие последствия:

- отсутствие чувства защищенности;

 - асоциальное поведение;

 - проявление различных видов агрессии;

 - чувство одиночества;

 -заниженная самооценка;

 - личностная деформация;

 - удовлетворение потребности во внимании и любви, через виртуальные формы общение;

 - уход из дома;

 - формирование негативных черт личности ребенка.

  Ребенок перестает верить родителям, не воспринимает слова родителей всерьез. Отрицая важности того, что волнует ребенка, приводит к тому, что дети отгораживаются от родителей, решая, что впредь свои проблемы надо скрывать, так как их все равно не воспринимают всерьез.

10.

Родители страдают различными формами личностных (психических) расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения между родителями, допускается жестокое обращение отца в отношении матери.

Причиной травматизации ребенка может быть воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. Возможны побеги из дома, как протест против конфликтных отношений между родителями и нежелания быть «включенным» в такие отношения, быть «зрителем» личных враждующих отношений между родителями и постоянным свидетелем разнообразных психопатий в поведении родителей.

Дети, проживающие в условиях постоянного конфликта  между родителями бояться быть брошенными и отвергнутыми, стать ненужными. Накопление  негативных эмоций может спровоцировать аутоагрессию или агрессивные поступки в отношении братьев и сестер, сверстников, как стремление заявить о себе, привлечь к себе внимание, появление различных пограничных расстройств, акцентуации характера.

 

11.

Длительные и открытые для ребёнка ссоры родителей.

Большое затруднение родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей. Психическое заболевание родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям).

Разочарование родителями приводит к тому, что ребенок теряет доверие, отчуждается от родителей, чувствует себя одиноким и беспомощным, старается всеми способами угодить окружающим, чтобы символически «вернуть» или приобрести необходимую любовь.

12.

Ситуация гиперопеки в отношении ребенка.

Когда ребёнок становится для родителей  сверхценностью, особенно для матери, если она одна воспитывает ребенка.

Последствия травмы в результате гиперопеки:

 - слабоволие (неумение преодолевать трудности);

- социальная дезадаптация;

 -инфантильная позиция и социальная незрелость.

У детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки слабый уровень развития  ответственности за себя своим поступки, низкий уровень развития самоконтроля, перепады настроения,

 самостоятельности в различных ситуациях, низкий уровень адаптивности к новым условиям окружающей среды.

13.

Жестко-авторитарный стиль воспитания, когда ребенок лишается права голоса. Любые попытки заявить ребенком о себе и о своих правах, в том числе иметь свое мнение, жестко подавляются родителями.  Ограничение свободы, постоянный контроль, отсутствие какой-либо самостоятельности

Дети, которые  растут в «ежовых рукавицах», могут легко поддаваться манипуляциям,  становятся доверчивыми в отношении тех, кто проявляет к ним внимание. Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь обо  всех вокруг в ущерб себе. В ситуации авторитарного метода воспитания у детей возникают нарушения пищевого поведения.

Ответственный родитель думает о том, какие воспоминания о своем детстве останутся у ребенка на всю его жизнь, с кем из родителей ребенок всегда будет делиться своими проблемами и переживаниями.

 

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию