Сообщество / Психолого-педагогическая поддержка детей и семей

Онлайн-семинар «Буллинг в классе. Способы профилактики, реагирования и оказания помощи ребёнку»

Марат Шаехов
01.12.2020 18:47

Сообщений: 125

1 декабря 2020 года Институтом развития образования Республики Татарстан был организован онлайн-семинар для классных руководителей и педагогов-психологов образовательных организаций по теме «Буллинг в классе. Способы профилактики, реагирования и оказания помощи ребёнку».

Подробнее: Онлайн-семинар «Буллинг в классе. Способы профилактики, реагирования и оказания помощи ребёнку» | "Институт развития образования Республики Татарстан" (irort.ru)

Если Вы не смогли принять участие в семинаре в онлайн-режиме, то можете найти запись выступлений и материалы спикеров в группе «Воспитание в условиях неопределенности» по ссылке: https://vk.com/vucaedu.

Участник сообщества

Сообщений: 12

Спасибо за полезную ссылку.

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Предлагаю краткую инормацию по теме "Буллинг в школе" ПРофилактика и методы оказания помощи ребенку.

В последнее время проблематика насилия, виктимизации и суицидальных настроений в подростковой среде, а вместе с тем и феномен школьного буллинга привлекают все большее внимание со стороны исследователей, педагогов и психологов.

Буллинг происходит от англ.bullyng, что означает запугивать, задирать, издеваться, тиранизировать.

Буллинг  (или травля) – специфический тип агрессивного поведения, который характеризуется следующими чертами:

 - агрессия является осознанной и целенаправленной;

 - агрессивные действия систематически причиняют вред жертве;

 - существует ощутимый дисбаланс сил между агрессором и жертвой, вследствие чего жертве сложно защититься самостоятельно.

Школьный буллинг - это сложный социальный феномен обусловленный множеством факторов, действующих на разных уровнях: это и индивидуальные/личностные черты детей и подростков, и обстановка в классе, в школе, семье и специфика локального окружения и социальной среды, и более широкий культурный контекст. При этом существует не только буллинг среди школьников, но и буллинг, осуществляемый учителями по отношению к школьникам и наоборот. Этот феномен встречается также среди педагогов. В буллинг оказываются вовлеченные все, в качестве агрессоров, жертв, наблюдателей. Буллинг затрагивает различные сферы  школьной жизни: чувство безопасности у школьников и учителей, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни в целом.

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Причины, по которым ребенок может стать жертвой насилия и агрессии со стороны сверстников

  1. Наличие у ребенка с раннего детства отрицательных переживаний, связанных с чувством тревожности, страха, неуверенности в себе и зависимости от мнения окружающих.
  2. Сформированное у ребенка под влиянием окружающей среды (близких людей, опыта общения со сверстниками), информации, полученной в результате посещения сообществ в сети Интерет - чувство собственной неполноценности и неуверенности в себе.
  3. Ребенок имеет слабо развитие коммуникативные качества, связанные или с личностным развитием или с отсутствием опыта общения со сверстниками, посещения ДОУ, длительного периода нахождения дома по причине хронического заболевания.
  4. Ребенок, чрезмерно оберегаемый членами семьи, зависит от семьи, не имеет опыта самостоятельности в связи с ограничениями в семье. Гиперопека родителей не позволяет ребенку сформировать навыки принятия самостоятельных решений и ответственного выбора.
  5. Ребенок с раннего детства имеет высокий уровень зависимости от мнения взрослых и их решений.
  6. Воспитание на основе безоговорочного подчинения родителям формирует у ребенка инфантильность по отношению ко всему, что есть у него в жизни.
  7. С раннего детства ребенок имеет слабое физическое здоровье, часто болеет и ощущает себя неполноценным в физическом развитии (боится физических нагрузок, избегает прогулок).
Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Рекомендации классному руководителю

  1. Для предупреждения открытого конфликта между детьми в классе необходимо своевременно реагировать на ситуации, в которых кто-то из школьников может пострадать от буллинга. Классный руководитель, владея информацией о личностных особенностях детей своего класса, организует мероприятия для возможной творческой самореализации каждого ученика и удовлетворении потребности в общении со сверстниками.
  2. Классный руководитель должен оперативно решать конфликтные ситуации между детьми, если они сопровождаются насмешками, унижением, оскорблениями, открытой травлей. Для комплексного и компетентного подхода рекомендуется привлекать школьного психолога к предупреждению разногласий в детском коллективе на основе проведения целенаправленной диагностической и  развивающей работы.
  3. В отношениях с учениками своего класса и другими школьниками недопустимо проявление враждебности и личной неприязни. Особенно категорически запрещается публичное унижение личности отдельного ученика.
  4. Рекомендуется выявить проблемную зону класса, которая не позволяет стать сплоченным и дружным коллективом. В каждом классе есть своя неповторимая атмосфера общения, не рекомендуется сравнивать с педагогическим коллективом классы между собой.

 

 

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Предлагаю список литературы по теме "Буллинг"

Литература

  1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 128 с. – (психолог родителям).
  2. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие/ Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
  3. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение – М.: Сентябрь, 2016. – 160 с.
  4. Александрова Е.А., Е.А. Богачева. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе – М.: Сентябрь, 2015. – 206 с.
  5. Андреева А.Д., О.А. Москвитина. Психологическое благополучие учащихся 1- 5 классов в контексте современной социальной ситуации развития. Вопросы образования №3. 2019 г. с. 203- 2019.
  6. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманит. изд.центр. ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
  7. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования. М.А. Новикова, А.А. Реан. Вопросы образования №2, 2019 г.
  8. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. – СПб.: Нестор – История, 2016.- 180 с.
  9. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи.

 Г. Ванакова. Воспитательная работа в школе №9. 2011 г. С.68 – 74.

  1. Зарубина В.В., Г.В. Пискунова, С.Ю. Прохорова, Л.П. Толмакова. Педагогическая поддержка самореализации учащихся в условиях внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие М.: Сентябрь, 2017. – 208 с.
  2. Казанская В.Г. Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь/Под.ред. А.С. Обухова. – М.: Национальный книжный центр, 2015 г. – 224 с. – (Психологическое сопровождение образования).
  3. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010. – 158 с.
  4. Кнышова Н.В. Факторы создания благоприятного психологического климата на уроке. Вестник практической психологии образования №1 (46). 2016 г. с. 68 - 70.
  5. Коротаева Е.В. Организация взаимодействия в образовательном процессе школы- М.: Сентябрь, 2016.- 192 с.
  6. Кривцова С.В. Вместе против насилия в школе: организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде: практическое пособие для педагогов и администрации образовательных организаций/ С.В Кривцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 96 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность. Мир без агрессии).
  7. Кривцова С.В. Буллинг в классе. Как избежать беды?: пособие для родителей/ С.В. Кривцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник». 2018. – 48 с. (ФГОС. Внеурочная деятельность. Мир без агрессии).
  8. Кривцова С.В., А.Н. Шапкина, М.П. Малыгина. Школьный буллинг: прояснение понятий. Вопросы психологии 2019 №3. с. 17 – 27.
  9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2012.
  10. Миллер Ю.С., Кондратьева О.Л. Коррекционно-развивающая программа работы с подростками групп социального риска: Мектодическое пособие. – М.: ИД «Методист», 2014.- 56 с.
  11. Новикова М.А.. А.А. Реан. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования. Вопросы образования №2. 2019 г. с.78 – 97.
  12. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Учебное пособие для студентов учебных заведений./ Под ред. В.А. Сластенина. – М. 2000. – 216 с.
  13. Сидоров Н.Р. Как отличить экстравагантное поведение подростка от девиантнго. Что делать? Вестник практической психологии образования №1 (46).  2016 г. с. 14 – 16.
  14. Психологический комфорт в школе и как его достичь: акции, тренинги, семинары/ авт.-сост. Е. П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.- 239 с.
  15. Технология оценки образовательной среды школы: Учебно-методическое пособие для школьных психологов/ под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. – М.: Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010.- 256 с.
  16. Трудности педагогической профилактики суицидального поведения. Книжникова Светлана Витальевна. Педагогика. Научно - теоретический журнал РАО. Том 83 №6.2019. с.32- 39.
  17. Черникова Т.В., Сукочева Г.А., Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа учебно-тренировочных и клубных занятий: методичес.пособие.- М.: Глобус, 2006. – 155с.
  18. Филатова В.О., М.Л. Бутовская, О.В. Калиниченко. Агрессия и буллинг в школьной среде: социокультурные факторы, гендерные и половые различия. Вопросы психологии. 2019 №4. с.51 – 63.
  19. Фокина А. Как педагогу учесть результаты диагностики психологического климата в воспитательной работе с классом. Справочник педагога-психолога №9 2020. с. 66 – 71.
  20. Фокина А. «У него просто характер такой..» Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу». Справочник заместителя директора №10; 2020 г.
  21. Хусаинова Р.М., Захарова И.М., Яшкова А.Н. Психологическое сопровождение образовательного процесса: Методическое пособие/ Хусаинова Р.М. , Захарова И.М., Яшкова А.Н. – Казань: Издательство «Бриг», 2015.- 128 с.

 

 

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Самые главные рекомендуемые книги для обязательного прочтения всем педагогам, психологам образовательных организаций.

Кривцова С.В. Вместе против насилия в школе: организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде: практическое пособие для педагогов и администрации образовательных организаций/ С.В Кривцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 96 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность. Мир без агрессии).

Кривцова С.В. Буллинг в классе. Как избежать беды?: пособие для родителей/ С.В. Кривцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник». 2018. – 48 с. (ФГОС. Внеурочная деятельность. Мир без агрессии).

Кривцова С.В., А.Н. Шапкина, М.П. Малыгина. Школьный буллинг: прояснение понятий. Вопросы психологии 2019 №3. с. 17 – 27.

 

Марат Шаехов

Сообщений: 125

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам посмотреть выступление Эльвиры Хамзеевне по теме профилактики буллинга в образовательной организации по ссылке: https://youtu.be/Y6V-mXtfRtc

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию