Сообщество / Психолого-педагогическая поддержка детей и семей

"Семьеведение» в школе: модный тренд или насущная необходимость?

Ольга Константинова
01.12.2020 11:41

Сообщений: 0

               «Семьеведение» в школе: модный тренд или насущная необходимость?»

                                                             Мы делали и будем делать все для

                                                             укрепления семейных ценностей, это

                                                             вопрос нашего будущего.

                                                                                               В.В. Путин

Современная политика нашего государства направлена на пропаганду и укрепление ценностей семьи, как социального института, имеющего свои тенденции развития.  А эти тенденции в наши дни вызывают тревогу: отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т. д.). 

Российское общество пытается противиться данному процессу, и эпицентр сопротивления находится в сфере образования.

 В последние годы активно ведётся поиск методик и программ, которые явились бы логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни», попытка введения его в процесс обучения старшеклассников была предпринята ещё в СССР в последней четверти двадцатого века.

У курса «Семьеведение», так ныне называется программа фамилистического воспитания, есть как сторонники, считающие, что этот предмет поможет ребятам в будущем создать крепкую семью, так и противники, убежденные, что данный курс будет явно лишним в школьном расписании, что  существует множество дисциплин, которые дают ответы на «семейные» вопросы, а при существующей большой нагрузке школьных преподавателей  это будут балластовые "знания" смысл которых сведётся к общим фразам, что дети репродуцируют свою семейную ситуацию и школа мало что может сделать.

 Республика Татарстан выбрала «курс на «Семьеведение», существуют распорядительные документы: приказ бывшего заместителя премьер-министра-министра образования и  науки Татарстана Э.Н. Фаттахова  от 7 сентября 2016 года «О введении проекта «Семьеведение» в образовательную и воспитательную работу в системе дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций РТ», приказ бывшего заместителя премьер-министра-министра образования и  науки Татарстана Р.Т.Бурганова от 29 ноября 2018 года «О реализации проекта «Семьеведение» в системе дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций РТ», в котором рекомендовано продолжить реализацию проекта среди старших классов школ. 

Под руководством доктора социологических наук, профессора ТИСБИ, руководителя Татарстанского регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья» Лидии Валерьевны Карцевой был создан календарно-тематический план по курсу (воспитательный формат) для 1-11 классов. Некогда проводились и курсы для семьеведов. 

В Положении о Мониторинге муниципальных образовательных организаций Казани в разделе «Воспитательная работа» есть пункт 3 «Поддержка семейного воспитания», в котором оценивается реализация программы «Семьеведение» в школе.

На базе нескольких школ Казани созданы инновационные площадки по реализации курса. Одной из таких площадок является МАОУ «Лицей №146 «Ресурс»» Ново-Савиновского района, который при введении в 2017-208 учебном году курса «Семьеведение», точно зная «зачем», ответила для себя на три главных вопроса, актуальных для любой образовательной организации: «когда?», «кто?», «как?»

 Занятия курса проходят в 1-11-х классах в рамках внеурочной деятельности (социальное направление) 1 раз в месяц (9 занятий в год) в формате как аудиторных встреч, так и творческих социальных проектов.

Занятия курса «Семьеведение» проводят руководители классов, потому что они главные субъекты воспитания в школе, они как никто близки с детьми и родителями, знают положение в семьях, к ним большую степень доверительности испытывают ученики. Именно классный руководитель может проводить занятия системно, целенаправленно, включая в работу и детей, и родителей.

Несомненно, у педагогов разный жизненный опыт, разные семейные роли, поэтому проводить занятия помогают учебно-методические модули, разработанные по возрастным ступеням на основе календарно-тематического плана Л.В.Карцевой, объединённые уважением к традиционным семейным ценностям, к роли семьи в сохранении общества, нашей культуры и духовных ценностей. 

Способом вызова мотивации к изучению курса школьников является запуск механизма чувств и размышлений учащихся, позволяющих увидеть семейные отношения по-новому. Способы визуальные (картина, фотография, карикатура, реклама, плакат, схема, диаграмма, таблица, видеоролик), аудиальные (прослушивание отрывков из художественных текстов, притч), анализ текстов с обсуждением, дискуссиями, позволяющими сформировать свою точку зрения на определённую проблему.

Модули являются неким шаблоном для конструирования педагогом и детьми занятий, для творческого переосмысления материала.

На учебный год составляется график открытых занятий по «Семьеведению», каждый педагог имеет возможность показать администрации и коллегам свои разработки, поделиться опытом, получить профессиональный совет.

 Для каждого возрастного модуля есть рекомендуемый перечень проектных работ по темам курса. Например, в пятом классе это фотовыставка любимых семейных фотографий, письмо бабушке, конкурс игр «Зимние семейные забавы», афиша семейного выходного дня, пазлы «Картинка семьи»;

в шестом классе – буклеты- памятки «Профилактика простудных заболеваний в семье», поэтические пробы «Как здорово, что папа любит маму...», слайд-шоу «Бабушка рядышком с дедушкой», конкурс на лучшую семейную новогоднюю забаву или благотворительная акция «Подари чудо!», Книга благодарности МАМЕ, воскресное меню для всей семьи;

в седьмом классе - интересные идеи декора дома, создание буклетов «Гостевой этикет», «Подарочный этикет», дизайнерские решения новогоднего оформления ёлки или блюда новогоднего стола, эссе «Поступки, продиктованные любовью, которыми я горжусь», исследовательские работы «Семейные традиции народов России»;

 в восьмом классе - эссе «Родительское внимание – слагаемое семейного счастья», письмо своим будущим детям, кодекс чести юноши, создание из фотоматериалов семей видеоклипа «Да здравствует семья!»

Курс «Семьеведение», проводимый в школе 146, является одним из проектов, которые меняют школу и меняют участников образовательного процесса. Он имеет точки соприкосновения с проектами «Уроки лидерства – курс личностного саморазвития», «Школьный парк - территория культурного семейного досуга», «Коворкинг - центр участников образовательных отношений - новый формат создания единой воспитательной среды «семья-школа», «Разговор о правильном питании», «Школьный ре-эстетик – центр инновационных практик воспитания и социализации учащихся», основными социальными партнёрами которых являются семьи наших учащихся.

 Что даёт ведение занятий курса? На взгляд коллектива лицея 146, который четвёртый год занимается «Семьеведением», «бонусы» следующие:

- повышение методической грамотности педагогов школы в вопросе   воспитания семьянина;

- создание нового вектора профессионального объединения классных руководителей, способствующего творчеству учителей

-интеграция тем «Семьеведения» с темами ряда учебных предметов, которая способствует более глубокому изучению «семейных» вопросов

- инициирование классами новых социально-ориентированных проектов, направленных на укрепление семейных связей

- укрепление доверительных отношений между детьми и руководителями классов, а также педагогами и родителями

-укрепление родственных связей в семьях учеников и педагогов

- личностное развитие участников образовательного процесса

- создание особой семейной атмосферы школы

«Мы делали и будем делать все для укрепления семейных ценностей, это вопрос нашего будущего» - слова Президента России В.В.Путина, ставшие эпиграфом к теме, послужат основой её заключительной мысли: мы, педагоги, делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей, это вопрос нашего будущего, а потому курс «Семьеведение» не может быть всего лишь «модным трендом», он для нас – насущная необходимость.

Не так ли, коллеги?                                                   

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

Спасибо за представленный опыт внедрения курса "Семьеведение" в образовательный процесс!

Смирнов Иван Андреевич

Сообщений: 33

Добрый вечер! Аналогичный курс был в советской школе.Назывался он "Этика и психология семейной жизни".Считаю ,что не обязательно  курс "Семьеведение" должны вести классные руководители.Думаю ,что это могут быть педагоги с большим практическим опытом .Спасибо!

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Данный курс могут вести специалисты, которые знают и возрастную психологию и социальную и прежде всего,иметь практический опыт работы с детьми, чтобы учитывать особенности восприятия детей той, или иной информации. 

Эльвира Башлай

Сообщений: 118

Главное, какие конечные цели определяются педагогом во время этого курса:

 - формирование ценности брака или семьи;

 - развитие половой культуры и профилактика ЗППП и социально опасных заболеваний;

- формирование семейных традиций;

 - формирование новой культуры, ориентированной на культивирование важных базисных потребностей в любви, уважении и принятии.

Возможно,  педагог- ведущий данный курс будет ориентироваться на свои конечные результаты, которые он сам считает актуальными и важными для формирования у молодого поколения ??

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию