Сообщество / Профориентация

Диагностика в профориентационной работе со школьниками

Участник Сообщества
27.11.2020 18:21

Сообщений: 63
Вопрос эксперту ( Епифанова Альбина Айдаровна )

Добрый день, какие методы диагностики в классе применяете? Как  лучше организовать работу по обратной связи по диагностике?

Если целый класс то времени уходит очень много, на обратную связь.Поделитесь пожалуйста практическими примерами.

 

Альбина Епифанова

Сообщений: 17

Групповая диагностика и интепритация результатов, при работе с группой имеет свои особенности.

Когда я  предлагаю протестироваться ребятам, объясняю для чего это необходимо:

-тесты помогут съэкономить тебе время;

-дадут понимание в какой точке своего пути ты сейчас находишься;

-помогут определиться с направлением поиска;

-отношение к тесту, как к рекомендации;

-тест это не истина в последней инстанции;

Первая методика с которой я начинаю работать в группе.Методика Профессиональной готовности автор Чернявская А.П.( в свободном доступе в сети интернет).Рассчитана на подростков от 14 лет.Определяет уровень готовности совершить осознанный профессиональный выбор.

Я высылаю ребятам ссылку на тест, отвечают в своих смартфонах, результаты приходят им на телефон. Ответы  сохраняют принт-скрином.Время ответов на вопросы от 5-10 минут.Оставшееся время , и мы начинаем обсуждать , значение данных критерев, очень удобно зарисовать на доске график по критериям, для наглядности.На протяжении всего курса мы возвращаемся к данным показателям. Результаты тестирования должны стать рабочими инструментами, а не лежать в папке педагога. 

Готовность рассматривается по критериям.Более подробно с интепритацией вы ознакомитесь в методике, остановлюсь на некотрых деталях.

Автономность. 

Умение отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц.Погимание целостности своей личности, стремление реализовать свой потенциал.

Если низкие значения, значит кто-то другой принимает решения за данного подростка.Чем это может обернуться для молодого человека при выборе своего призвания?

Информированность о мире профессий.

Именно с незнанием информации о мире профессий связаны основные трудности с выбором профессии.

Если низкие значения, необходимо больше узнавать о рынке современного труда, о новых профессиях, о специальностях в учебных заведениях. 

Умение принимать решения.

Для того чтобы, принимать решения необходимо обладать рядом качеств 

-решительность;

-любознательность; 

-оценка риска;

-отвественность за риск;

-контроль;

Все эти качества можно развивать.Если низкие значения, давайте подумаем каких качеств не хватает? Что необходимо делать, какую активность развивать, что бы были эти качества.

Умение планировать свою профессиональную  жизнь.

Планирование своего пути это непрерывный процесс.

Как изменится Ваша жизнь ,если  вы будете подходить к планированию своей жизни, осознанно? 

Эмоциональное отношение к ситуации выбора.

Данный критерий оказывает на выбор большую роль.Негативное отношение к выбору может затянуть этот процесс, и может быть принято ошибочное решение.

Если низкие результаты, необходимо подумать почему? Положительный эмоциональный настрой,жизненый оптимизм,эмоциональная уравновешенность все эти компоненты помогают в решении связанной с выбором.

Шкалы с вызокими значениями это ресурсы, на них можно смело опираться при выборе.Шкалы с низкими значениями это зоны роста и развития.

В работе я стараюсь избегать оценочных утвержений "слабые" и "сильные" стороны, все относительно.

Задание домой. Просмотреть еше раз шкалы роста и развития и прописать.

-что произойдет с вашей жизнью если, вы уделите внимание этим зонам;

-напишите простые действия для усиления этих зон;

- каждую неделю выполняйте по одному действию для усиления данных критериев;

 

 

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

Спасибо за подробный ответ!

Марат Шаехов

Сообщений: 125

Спасибо! Очень полезный материал.

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию