Сообщество / Инклюзивное образование

Инклюзивные смены в детских лагерях: особенности, практические решения, опыт специалистов

Лилия Давлетшина
13.12.2022 09:35

Сообщений: 626

По данным экспертов, количество детей, имеющих особенности здоровья, растет с каждым годом. Большинство российских школ уже на практике освоили технологии инклюзивного образования, их примеру последовали и детские лагеря. Ребята с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью наравне со своими ровесниками становятся участниками различных тематических смен. 

О том, как организованы инклюзивные смены в одном из всероссийских детских центров, в ВДЦ «Орленок», рассказывает директор Центра Александр Джеус. 

Александр Васильевич, команда Всероссийского детского центра «Орленок» представила свои рекомендации по реализации инклюзивных смен для детей с ОВЗ. Какой опыт положен в основу этих наработок? 

Практически каждая смена в «Орленке» является инклюзивной, поскольку всегда несколько детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью – это порядка 0,6% от общего количества участников. 

Мы формируем открытую среду, которая обеспечивает доступность образовательных ресурсов «Орленка» для всех ребят, разрабатываем адаптированные  программы для детей с ОВЗ, ведем подготовку педагогов с учетом практик инклюзивного образования во временных детских объединениях.

Одним из главных достижений текущего года стало то, что мы разработали и апробировали три адаптированные дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы и программу  психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского лагеря. Мы предлагаем их детским лагерям в качестве рекомендаций при формировании методической базы организации дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного детского отдыха. 

Содержание проектов адаптировалось с учетом типологических особенностей детей с ОВЗ – «Талантиум» (театрализованная деятельность) для детей слабовидящих, «Творчество без границ» (декоративно-прикладное творчество) для детей с нарушением слуха, программа физкультурно-спортивной направленности «Орленок-спортсмен» для слепых обучающихся.

В 2022 году в Центре было реализовано несколько крупных проектов: специализированная инклюзивная смена «Импульс творчества» для детей с нарушением зрения, на которой школьники улучшили свои профессиональные навыки и выступили на большой сцене Амфитеатра вместе с другими вокалистами.

Программа инклюзивной смены «Творческие стАРТы» объединила нормотипичных подростков и ребят с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями и позволила мальчишкам и девчонкам создать большой мюзикл по мотивам произведения «Каникулы Петрова и Васечкина». Ребята создавали гончарные изделия, рисунки из войлока, платки с помощью техники батик, участвовали в сдаче «орлятского норматива». 

Также «Орленок» стал площадкой для проведения межрегионального детского инклюзивного фестиваля «Футбол – школа жизни». Мы провели семинар-совещание по вопросам развития инклюзивной среды детского лагеря с целью поддержки талантливых и одаренных детей с ОВЗ, конференцию «Здоровый образ жизни и игровая деятельность как факторы всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Источник: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2150043.htm

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

Можно ли применить опыт вашего Центра в других лагерях страны и какие моменты нужно предусмотреть на этапе подготовки? 

Безусловно, опыт «Орленка» можно и нужно применять в других детских образовательных учреждениях. Необходимо учитывать, что реализация инклюзивных смен требует тщательной подготовки – от вопросов обеспечения материально-технической базы до дополнительной подготовки кадрового состава лагеря.

Мы выявили основные направления по созданию условий для проведения инклюзивных смен:

- Оценка ресурсов организации и определение групп обучающихся с ОВЗ для приема в организацию: обследование среды (инфраструктурные возможности), уровень квалификации кадров и штатное расписание, программное обеспечение, материально-технические ресурсы для реализации программ, возможности медицинского сопровождения. Разработка организационно-нормативных, распорядительных, информационно-справочных документов, регламентирующих процессы, связанные с приемом обучающихся с ОВЗ.

- Разработка программ инклюзивных смен, адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, программ психолого-педагогического сопровождения. Процесс разработки включает в себя полный цикл: организацию консультативных мероприятий, описание программ, методическое обеспечение, апробацию, рецензирование, представление опыта. 

- Подготовка персонала. Кадровое обеспечение должно включать в себя следующие звенья: коллектив детского лагеря (вожатые, старшие вожатые, административная группа, проинформированные об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ и их потребностях); педагогов дополнительного образования; инструкторов по адаптивной физической культуре для обеспечения достаточного объема двигательной активности детей с ОВЗ; педагогов-организаторов, обеспечивающих участие детей с ОВЗ в массовых мероприятиях и координирующих взаимодействие отделов и служб; квалифицированные медицинские кадры; психологическую службу; профильных специалистов (сурдопедагог, дефектолог и т.п.), и/или социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ, и/или преподавателей высшей школы, готовых оказать методическую помощь и поддержку коллективу детского лагеря в вопросах проведения инклюзивной смены; технический и сервисный персонал, готовый учитывать индивидуальные потребности детей с ОВЗ и оказывать помощь в обеспечении основных нужд и передвижения в пространстве организации; специалиста отдела реализации путевок, отвечающего за логистические и финансовые вопросы прибытия к началу смены и отбытия обратно по окончании смены детей с ОВЗ и сопровождающих их взрослых. 

- Материально-техническое обеспечение. Детский лагерь на этапе подготовки к реализации программ должен приобрести необходимое оборудование (исходя из индивидуальных потребностей и нозологии дефекта) и дидактические материалы, отвечающие потребностям детей с ОВЗ и требованиям к безопасности (пандусы, стенды и экраны для размещения визуальной/тактильной информации (шрифт Брайля), сенсорное оборудование, все необходимые расходные и наглядно-дидактические материалы для обеспечения быта и проведения занятий).

Также есть общие рекомендации по организации смены. Рекомендуемый возраст участников – подростки 14–16 лет. Также важно учесть количество детей в отрядах. Оно может быть изменено в соответствии с участием той или иной нозологической группы. Например, в нашем опыте самый небольшой по количеству детей отряд был сформирован из ребят с нарушением зрения и тотальной слепотой – 15 человек, но количество участников в отряде может достигать 20–22 человек. 

Степень самостоятельности в вопросах самообслуживания, скорость усвоения информации у детей с ОВЗ значительно ниже, чем у здоровых ребят, а потребность в индивидуальном внимании и помощи выше, поэтому при формировании штатной сетки необходимо исходить из следующего расчета: два основных вожатых, один вожатый-тьютор на трех-пять детей (при осложненных дефектах).

Реализация этих направлений поможет обеспечить необходимые условия для проведения инклюзивных смен.

Источник: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2150043.htm

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

Сталкивались ли педагоги «Орленка» с проблемой интеграции ребят с ОВЗ в среду нормотипичных подростков? 

У нас есть две модели организации лагерной смены с участием подростков с ограниченными возможностями здоровья: специализированная инклюзивная смена (частичная инклюзия) и инклюзивная смена (полная инклюзия).

Как раз в рамках полной инклюзии наряду с нормотипичными сверстниками 10% участников – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. При достаточной степени социализированности и самостоятельности ребенка (отсутствие эмоционально-волевых и выраженных интеллектуальных нарушений, необходимости проживания с родителем или сопровождающим для оказания постоянной помощи в реализации гигиенических процедур и решении бытовых вопросов) возможно проживание одного-трех детей с ОВЗ в отряде со здоровыми детьми того же возраста. То есть ребята с ОВЗ живут в отрядах, включены в общую деятельность, имеют общее бытовое пространство. 

С ними работают педагоги-психологи, и проблем с интеграцией в таком случае не возникает. Опыт ВДЦ «Орленок» демонстрирует возможность постоянного полного, постоянного неполного и временного включения детей с ОВЗ в совместную образовательную деятельность с нормативно развивающимися детьми.

Источник: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2150043.htm

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

По каким направлениям строится образовательная программа инклюзивной смены? Чему могут научиться дети? 

Программа инклюзивной смены должна строиться таким образом, чтобы обеспечивать максимальное взаимодействие всех участников, развивать личностный потенциал каждого ребенка. 

Оптимальным для решения этих задач является творчество (художественное, декоративно-прикладное) и физкультура и спорт. Поэтому мы нашли возможность в одной смене объединить три адаптированные общеразвивающие программы, где ознакомительный уровень проходят все участники, а потом каждый имеет возможность выбрать для себя интересующее его направление.

Программа «Творчество без границ»  знакомит  ребят с разными техниками и материалами:  изделия из глины, бумага и текстиль. Участники шьют сувениры и презентуют картины собственного авторства, развивают креативное мышление.

В рамках программы «Орленок-спортсмен»  ребята осваивают новые виды физкультурно-двигательной активности, формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни средствами адаптивной физической культуры, соревнуются в командах и сдают нормативы.

Программа «Талантиум» предоставляет каждому обучающемуся возможность пробы себя в театральной деятельности, возможность прикоснуться к искусству, приобретения опыта сценического движения,  создания театральных постановки, а также выявляет ресурсы для ранней профориентации обучающихся с ОВЗ на основе их интереса к творческим профессиям и прогнозирования перспектив определенных профессиональных шагов.

Источник: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2150043.htm

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

У детей с ОВЗ увеличена потребность во времени отдыха. Корректируется ли режим дня для таких ребят?

Да, в рамках инклюзивных смен может потребоваться корректировка плана дня с учетом увеличенной потребности в отдыхе детей с ОВЗ по сравнению со здоровыми детьми.

Между активной деятельностью (творческой и физкультурно-оздоровительной) в расписании должен быть дневной отдых. Обычно ему отведено полтора часа в день, но в зависимости от индивидуальных особенностей ребят с ОВЗ это время может увеличиваться.

Также длительность и степень включения в совместную деятельность варьируется в зависимости от тяжести нарушений и готовности детей с ОВЗ к общению и связан в том числе особенностью применения методик обучения. Отмечено, что у всех детей с ОВЗ, участвующих в апробации адаптированных дополнительных программ, проявляется более высокая утомляемость, чем у нормотипичных детей.

Кто, помимо педагогов и вожатых, работает с этими ребятами в течение смены? 

В нашем Центре есть команда квалифицированных медицинских специалистов, которые не только обеспечивают своевременную помощь детям с ОВЗ, но и консультируют вожатых об особенностях взаимодействия с такими ребятами, их жизни в условиях детского лагеря, а также предоставляют необходимые рекомендации.

Психологическая служба, в свою очередь, решает задачи развития и реабилитации сенсорной и эмоциональной сфер детей с ОВЗ. На групповых и индивидуальных занятиях специалисты оказывают помощь и поддержку в процессе адаптации, выстраивают эффективные алгоритмы взаимодействия между всеми детьми – участниками смены. В составе службы действует психолог, который помогает вожатым и администрации детского лагеря найти корректный выход из сложных ситуаций.  

Источник: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2150043.htm

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

Почему, на ваш взгляд, важно проводить инклюзивные смены?

Сам факт проведения инклюзивных смен создает для ребят с ОВЗ условия для социальной реабилитации – это адаптация в стандартных социокультурных ситуациях, расширение возможностей интеграции в повседневную жизнедеятельность, приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, возможность заниматься посильной работой и возможность творческого самовыражения.

Дети, не имеющие ограничений по здоровью, приобретают уникальные навыки взаимодействия с людьми вне зависимости от их особенностей и способностей, развивают свой эмоциональный интеллект, учатся терпению, деликатности и заботе. 

Мы уверены, что инклюзивные смены очень важны как для детей с ОВЗ, так и для нормотипичных подростков. Потому что одни социализируются, находят друзей и круг общения, который смогут сохранить на долгие годы вперед, а вторые воспитывают в себе толерантность, милосердие, стремление и смелость взять на себя ответственность и помочь другому человеку.

Источник: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2150043.htm

Лилия Давлетшина

Сообщений: 626

Готов ли «Орленок» тиражировать свой опыт для федеральных детских центров и лагерей страны, проводить курсы, семинары, мастер-классы?

Безусловно, мы всегда готовы делиться наработанным опытом с коллегами для совместной модернизации работы в этом направлении. 
С 2020 года «Орленок» имеет статус опорной площадки Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по доступной среде и развитию инклюзивных практик.

В 2021 совместно с Федеральным методическим центром по инклюзивному образованию при Институте развития профессионального образования на базе Центра проводились аналитические сессии по организации инклюзивных профориентационных смен. Сотрудники «Орленка» включены в рабочую группу по инклюзивному образованию по развитию движения «Абилимпикс».

В октябре первые результаты работы ВДЦ «Орленок» в 2022 году  по созданию условий для проведения инклюзивных смен были представлены в рамках Всероссийского форума организаторов «Большие смыслы». На Всероссийском совещании работников дополнительного образования пройдет конференция, посвященная презентации решений для организации детского инклюзивного отдыха. 

15 декабря в онлайн-формате состоится Всероссийский методический четверг, на котором «Орленок» также представит результаты проведения адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ.

Источник: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2150043.htm

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию