Сообщество / Наставничество

Актуальные публикации в научных журналах педагогического профиля

Элеонора Агапова
15.12.2021 15:43

Сообщений: 112

В.М. Соина

Журнал "Мир науки, культуры, образования"

"НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ"

В статье определена актуальность темы наставничества, ее важность и необходимость для профессионального становления начинающих педагогов. Автором раскрыто содержание научных дефиниций «наставничество», «педагогическое наставничество». Показано различие понятий «наставничество» и «педагогическая поддержка». Анализ обозначенных понятий обеспечил научно-теоретическую возможность обоснования отношений между наставником и подшефным, определения ведущих функций и специфики деятельности наставника. При этом обосновании автор правомерно опирается на современные нормативно-правовые документы по организации наставничества в образовательных организациях. В содержании статьи приводится характеристика основных программ педагогического наставничества, раскрываются эффективные формы наставничества в образовательной организации.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Наставничество в образовании: современная практика

Сборник материалов Международной (заочной) научно-практической конференции / ГАОУ ДПО "Институт развития образования и социальных технологий" г. Курган, 2019 год.

Сборник содержит статьи, посвященные роли наставника в процессе социальной адаптации  и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, управлению профессиональным развитием молодого педагога в условиях профессиональной стандартизации, психолого-педагогическим аспектам наставничества. 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Автор-составитель: Кордикова Е.Ю.

Методический кейс: "Наставничество в сфере развития художественного творчества"

Данный кейс подготовлен специалистами Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя "Дворец детского и юношеского творчества". Представлена практика наставничества "педагог - педагог", "педагог-родитель", "педагог-обучающемуся", "обучающийся-обучающийся".

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Н.Р. Ящук, О.Д. Федоров

Журнал "Современная школа"

"Наставники молодых учителей в современной школе: штрихи к типологии"

На протяжении последних десятилетий мы наблюдаем обострение проблемы старения педагогического корпуса. Один из аспектов, усугубляющих ситуацию – это отток в первые годы работы уже пришедших на работу молодых специалистов. Например, в одном из исследуемых авторами статьи муниципалитетов из 73 молодых специалистов на третий год 
в профессии осталось лишь 32. Эти данные ставят для практики задачу поиска механизмов удержания и закрепления молодых учителей в школах, а для науки – разработку инструментов психолого-педагогической и социальной поддержки приходящих специалистов. Одной и традиционных форм такого сопровождения является наставничество. Как научная проблема, специфика реальных практик наставничества довольно мало изучена. Авторы настоящей статьи предпринимают попытку на основании собранных данных построить типологию наставников по отношению к собственной деятельности, ее целям и характеру осуществления. 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

М.А.Энгельман

Журнал "Инновационное развитие профессионального образования"

"Современные формы наставничества"

В рамках XXVII Областной научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального образования: современные формы наставничества», прошедшей в Челябинске в декабре 2020 г., обсуждался опыт работы профессиональных образовательных организаций региона по развитию системы наставничества с точки зрения современной методологии (целевая модель наставничества утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145). Опубликованы блиц-доклады участников конференции, представивших на обсуждение опыт руководимой ими ПОО.

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Методология (целевая модель)наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих 
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с 
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Лилия Хисамова

Сообщений: 17

Очень интересная статья! Спасибо за информацию.

Руфина Фазлыева

Сообщений: 30

очень интересные статьи. особенно для молодых учителей. Спасибо!

Диана Никитина

Сообщений: 16

Тема наставничества очень актуальна, особенно важна для молодых учителей ( помочь направить, поддержать), в современном мире хотя бы онлайн поддержка уже была бы подспорьем

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию "Рабочую тетрадь наставника", подготовленную Национальным ресурсным центром наставничества МЕНТОРИ.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В., Обоскалов А.Г.

Поддержка школ с низкими результатами обучения средствами командного наставничества.

Научно-теоретический журнал, 2020

В статье выделяются и даются сущностные характеристики принципов командного наставничества: командного менеджмента, равный – равному, комплексности и одновременности, адресности и целевого характера. Авторы, характеризуя деятельностные методы командного наставничества, которые рассматриваются в плоскости дополнительного о профессионального образования, приходят к выводу, что его характерной особенностью является профессиональное развитие всех участников, с одной стороны. С другой стороны, осуществляется сокращение сроков и повышение эффективности в области выравнивания возможностей по 
достижению качества образования в конкретной школе. Сформированная практика командного наставничества и анализ полученных ее результатов позволили авторам статьи выделить социально-педагогические эффекты, которые возникают в процессе совместной деятельности школ, которым оказывается поддержка и которые ее оказывают. Этим определяется практическая значимость проведенного исследования.

Светлана Зиновьевна

Сообщений: 21

Гаврушева Ю.В.

Управление развитием системы наставничества в образовательной организации

Международный научный журнал "Символ науки", 2021

В данной статье автор рассматривает вопросы системы наставничества в образовательнойорганизации. Автором были проанализированы результаты опроса наставнических пар. Автором  раскрыты основные причины неэффективности форм, регулирующие процесс наставничества в образовательной организации. В статье представлено описание Программы управления развитием системой наставничества в образовательной организации. 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Гаврутенко Т.В., Мокрецова Л.А.

Организационно-педагогические условия развития наставничества учителей: управленческая практика

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022

В статье изложен опыт и представлены результаты исследования по решению проблем наставничества учителей в общеобразовательных организациях. Рассмотрены особенности и организационно-педагогические условия развития наставничества учителей на основе кооперативного взаимодействия «школа — вуз». Представлена авторская интерпретация полученных экспериментальных данных о «профессиональных дефицитах» педагогов и учителей-наставников. Отражен опыт повышения квалификации учителей-наставников, направленный на освоение навыков проектирования персонифицированных моделей наставничества. Описана технология поэтапного построения единого научно-методического 
пространства сопровождения и поддержки учителей.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Мясищева Е.Н., Яхтанигова Ж.М., Чуприкова Е.В., Лагода К.С.

Наставничество в сфере образования - фактор развития региональной системы образования

Журнал "Проблемы современного образования", 2021

В статье рассматриваются вопросы формирования региональной модели института наставничества в сфере образования. Обосновывается механизм определения педагогических работников, нуждающихся в сопровождении наставника. Возрастание роли учителя в общественном развитии сопровождается ростом требований к его профессиональным компетенциям и личностным качествам. Наряду с этим остро стоит вопрос успешной реализации кадровой политики в сфере образования. Старение педагогических кадров происходит быстрее, чем приток молодых специалистов, поэтому на первый план выдвигается проблема удержания молодого педагога в профессии, в том числе грамотным методическимсопровождением. 
Проведенные исследования подтверждают высокую актуальность наставничества в вопросе профессионального роста педагогов общего образования. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что охватывается довольно широкое поле проблем, которые затрагивают вопросы содержания и методики преподавания, контроля и оценки качества образования, внедрения инновационных педагогических технологий и другие. При этом уровень значимости решаемых проблем варьирует в различных пределах для каждого педагога, но в целом решение их обеспечивает профессиональный рост всего коллектива. Статья будет представлять 
интерес для специалистов муниципальных органов управления образованием, методистов муниципальных методических служб, 
руководящих и педагогических работников, обучающихся общеобразовательных организаций. 

Наталья Михайловна

Сообщений: 31

Дудина Е.А.

Наставничество одаренных как психолого-педагогическая проблема

Журнал "Вестник Томского государственного педагогического университета", 2022

Аннотация
Введение. Обладая уникальными индивидуальными свойствами и качествами, одаренные личности (дети, подростки, молодежь) испытывают потребность в индивидуализированных формах поддержки и сопровождения. Данное исследование посвящено раскрытию потенциала наставничества для развития одаренности. Цель работы – анализ теоретико-методологических ориентиров в понимании феномена одаренности и роли наставничества в сопровождении одаренной личности.
Материал и методы. Основными методами данного исследования послужили теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования; анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта; описание, обобщение и систематизация полученных данных.
Результаты и обсуждение. Рассматривая одаренность как сложное системное образование, автор обобщает основные ее компоненты, выделенные в теоретических работах зарубежных и российских исследователей (интеллект и способности, креативность, мотивация), и выделяет специфику познавательной, мотивационно-потребностной, волевой, эмоциональной, психосоциальной сфер развития одаренных. Причем данное развитие может осуществляться как по успешному, так и по проблемному сценарию. Следовательно, одаренные дети и подростки испытывают особую потребность в индивидуализированных формах образования, поддержки и сопровождения, одной из которых является наставничество. В статье выполнен ретроспективный обзор зарубежных исследований (Э. П. Торренс, Б. Блум, Ф. Кофманн, Р. Суботник), выявивших положительную корреляцию между опытом неформального взаимодействия с наставниками и успешностью одаренных людей, 
а также формулируются условия эффективности хронологически более поздних программ формального наставничества. Отмечается, что программы формального наставничества (специальным образом организованного) стремятся ассимилировать и транслировать опыт неформальных наставнических отношений. Концептуальной основой подобных программ становятся модели развития одаренности, разработанные такими учеными, как Дж. Рензулли, Б. Блум, Ф. Гагне, Р. Суботник. На примере комплексной мегамодели развития таланта (Talent-Development Mega-Model), разработанной группой ученых во главе с Р. Суботник (R. Subotnik) и интегрирующей положения основных, ставших уже классическими моделей, автор показывает, на каких этапах развития одаренной личности применение наставничества является наиболее целесообразным и эффективным. 
Заключение. К основным теоретико-методологическим ориентирам в понимании феномена одаренности и 
роли наставничества в сопровождении данной категории обучающихся автор относит: понимание одаренности как сложной интегративной системы, обеспечивающей возможность высоких достижений человека в деятельности и выступающей как результат целостного процесса становления личности; особую потребность одаренных в индивидуальной поддержке и сопровождении развития в условиях обогащенной мотивирующей обучающей среды, обусловленную неоднородностью данной категории одаренных обучающихся; сущностные характеристики наставничества (субъектность, взаимонаправленность, аутентичность обучающей среды, ориентация на личностную самореализацию как подопечного, так и самого наставника).

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Наталья Михайловна, спасибо за материал!

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Медведев Я.В.

Развитие феномена "наставничество" в педагогической науке и практике

Журнал "Человек и образование"

В статье рассматривается феномен возникновения и развития наставничества. Проанализированы этапы развития, место и роль наставничества в педагогике и образовании. В Российской империи институт классного наставничества оформился во второй половине XIX века, когда был закреплен законодательно. Практики наставничества получили широкое распространение в Соединенных Штатах Америки в рамках социальной работы с детьми в начале XX века.Представлены основные характерные особенности наставничества. В самом общем виде наставничество можно определить, как способ передачи знаний, навыков и
установок от более опытного человека – менее опытному. На основании анализа открытых литературных источников с описанием феномена «наставничество», а также опыта осуществления наставнической деятельности в профессиональных образовательных
организациях выявлены существующие сегодня проблемы развития Института наставничества. Описаны компоненты, актуальные для целостной системы образования Российской Федерации в рамках актуализациии возрождения системы наставничества.

Светлана Зиновьевна

Сообщений: 21

статьи полезные, спасибо!

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Метлина А.Е.

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вестник Томского государственного педагогического университета, 2022

Вопросы совершенствования подходов и принципов обучения в целях повышения его продуктивности; развития компетенций, а также адаптивных и коммуникативных способностей обучающихся системы среднего профессионального образования, что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда; разработки мероприятий по решению проблем занятости молодых специалистов являются актуальными для системы государственного и муниципального управления в области образования и смежных вопросов в сфере занятости.
В целях повышения эффективности образовательного процесса обучение должно быть осознанным. Внедрение в образовательный процесс модели тьюторского сопровождения решит задачу научить учиться. Обучаемый становится самостоятельным, с правильной жизненной позицией и навыком самоорганизации. Тьютор выполняет роль консультанта, педагога, психолога, координатора.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Сошенко И.И.

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДИФФУЗИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-педагогическое обозрение, 2022

Беспрецедентное теоретическое и практическое значение в последнее десятилетие приобрела проблема развития социальных инноваций, в том числе в сфере образования. Это обусловлено переходом к становлению современного общества, развитие которого основано на знаниях, и финансовым кризисом 2008 г. Социальные инновации изменяют сложившиеся социальные практики, преимущественно реализуются в форме проектов, содержание которых направлено на решение общественно значимых социальных проблем, нуждаются в управлении на всех стадиях жизненного цикла (от идеи до диффузии). В образовательных организациях для обеспечения диффузии социальных инноваций в сфере образования целесообразно задействовать наставничество. 
На основе анализа успешных кейсов диффузии социальных инноваций в сфере образования рассматривается наставничество как: а) подготовка педагогического коллектива к изменениям социальной практики; б) механизм восстановления контекста социальной инновации и ее воспроизводства; в) актив образовательной организации, работающий на рынках «без денег»; г) механизм воспроизводства педагогических кадров. Обоснована значимость трехкомпонентной системы наставничества в образовательной организации: наставничество для наставников, наставничество для педагогов и наставничество обучающихся. Материалы статьи могут стать основой для продолжения исследований диффузии социальных инноваций в сфере образования и трансформации сложившихся систем наставничества в образовательных организациях.

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию