Сообщество / Цифровая дидактика

Актуальные публикации в научных журналах педагогического профиля

Элеонора Агапова
14.12.2021 15:15

Сообщений: 79

Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Еремина Анастасия Павловна

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Журнал «Проблемы современного педагогического образования», 2020

В статье представлены предпосылки возникновения и становления тенденции цифровизации в России и в отечественной системе образования. Интегрирован международный опыт внедрения новых технологий в российское общество. Дана историческая справка становления информационного общества. Обоснованы социокультурные и социально-экономические предпосылки цифровизации образовательной системы. Представлено описание этапов и характеристика перспектив влияния цифровизации в образовании. Авторы раскрывают результаты историографического анализа научной литературы по проблеме развития цифрового пространства в российском обществе, а также приводят выводы по факторам, влияющим на данный процесс.  

https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-tsifrovizatsii-v-obrazovanii/viewer

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Поликарпова Елена Витальевна

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: МИФ МНОГОЗАДАЧНОСТИ

Журнал «Грамота», 2020.

Целью исследования является обоснование иллюзорного, мифологического характера утвердившихся в массовом сознании представлений о многозадачности как некой особой когнитивной способности, формируемой посредством использования информационных технологий, как позитивного аспекта клипового мышления. Анализ отечественных и зарубежных публикаций, в которых упоминается многозадачность, показал, что авторы вкладывают в этот термин разное содержание: если в зарубежных источниках многозадачность понимается как режим работы с множеством отвлекающих факторов, то в отечественных - как способность человека выполнять несколько операций одновременно. В работе показано, что представление о многозадачности как позитивной когнитивной способности, формируемой на основе раннего приобщения ребенка к одновременному использованию различных электронных устройств, является одним из социальных мифов, порождаемых информатизацией и цифровизацией общества. В ходе исследования были выявлены истоки мифологизированных представлений о явлениях, связанных с цифровизацией образования. Научная новизна заключается в обосновании необходимости избавления от мифологизированных представлений, связанных с информатизацией, для позитивных изменений в отечественной системе образования. В результате исследования автор приходит к выводу об иллюзорном характере представлений о многозадачности как личностной особенности, связанной с применением информационных технологий; о том, что основным недостатком использования режима многозадачности в образовательных целях является его негативное влияние на формирование когнитивной сферы личности, личностных знаний. Одновременное применение нескольких устройств способствует торможению развития осмысляющего мышления, следовательно, препятствует актуализации творческого потенциала личности.

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Александр Кондаков, д.п.н., член-кор. РАО, научный руководитель ИРЦО МПГУ.

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В презентации автором показано, каким образом цифровая экономика меняет характеристики деятельности, приведены примеры неспецифических ключевых компетенций цифровой экономики, представлены модели компетенций крупных российских компаний (РОСАТОМ, Почта России, Сбербанк, Росэлектроника), раскрывается понятие «цифровой идентичности», описываются образовательные технологии в цифровой школе.

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Золотарева А.В.

ГОТОВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К ПЕРЕХОДУ В УДАЛЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ: РЕФЛЕКСИЯ УРОКОВ ПАНДЕМИИ

Журнал "Ярославский педагогический вестник", 2021

В статье актуализирована проблема готовности системы образования к переходу на удаленный режим работы в рамках исследования и рефлексии уроков пандемии кароновируса весны 2020 г.; обоснована потребность в цифровизации образовательного процесса через анализ тенденций в развитии образования и обучения с применением информационных систем; раскрыты подходы к методологии цифровизации образования в таких направлениях, как цифровая дидактика, цифровая трансформация, цифровое образование, цифровая экосистема; определено понятие «готовность к деятельности или действию», приведен теоретический анализ организационной, мотивационной, психологической, материально-технической, нормативной готовности образовательных организаций и участников образовательных отношений к деятельности в новых условиях 
дистанционного обучения; описаны результаты исследования готовности региональных систем образования, образовательных организаций, участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся и их родителей) к работе в дистанционном, удаленном режиме; раскрыты методы исследования (онлайн-опрос, анализ сайтов образовательных организаций, изучение и обобщение опыта); приведены данные результатов исследования нормативной, материально-технической, информационной, организационной готовности, системы образования к удаленному режиму работы, готовности педагогических кадров к новым условиям работы, а также готовности семей обучающихся к обучению в условиях самоизоляции; описаны примеры лучших 
практик организации деятельности школ и семей обучающихся в период вынужденного перехода на удаленное обучение, в том числе формы быстрого реагирования, адресного методического сопровождения образовательных организаций региона, психологической помощи детям и родителям в процессе перехода к новым цифровым взаимоотношениям; выявлены и обобщены проблемы, предложены пути их решения в ближайшей перспективе.

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Гасангусейн Ибрагимович Ибрагимов, Елена Михайловна Ибрагимова, Алия Айдаровна Калимуллина

О ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ АППАРАТЕ ДИДАКТИКИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Журнал "Педагогический журнал Башкортостана", 2021.

Статья посвящена актуальной проблеме развития понятийно-терминологического аппарата дидактики высшей школы. Цель статьи заключается в том, чтобы внести ясность в трактовку новых терминов и понятий (цифровизация образования, цифровое образование, цифровое обучение, цифровая дидактика, смешанное обучение и др.), появление которых обусловлено эпохой цифровизации образования. В качестве метода исследования применялся теоретический анализ понятийно-терминологического 
аппарата дидактики, обобщение, сравнение, интерпретация. Результаты исследования заключаются в том, что, во-первых, дано обоснование содержания понятий «цифровизация образования», «цифровизация системы образования», «цифровое обучение»; во-вторых, определено их место в системе близких устоявшихся терминов и понятий; в-третьих, сделан вывод о границах применения термина и понятия «цифровая педагогика», «цифровая дидактика»; в-четвертых, выявлены основные признаки, роль и место понятия «смешанное обучение» в системе дидактического знания. Результаты исследования вносят вклад в развитие понятийно-терминологического аппарата дидактики. Они могут быть полезны как исследователям в области педагогики, так и 
практикующим педагогам, поскольку вносят ясность в целый ряд новых терминов и понятий.

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Е.В.Гордеева, Ш.Г.Мурадян, А.С.Жажоян

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Журнал "Экономика и бизнес: теория и практика", 2021

В статье изложены актуальные проблемы цифровизации в сфере образования. Также проанализированы основные направления применения цифровизации в образовании, дана характеристика цифровой образовательной среды, выделены достоинства и недостатки цифровизации образования. Авторы в заключении делают вывод о том, что цифровизация образования – шаг в будущее, который изменит не только содержание образовательных курсов, но и подачу информации.

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Ковалева М.Л.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ НА ПРИМЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Международный научно-исследовательский журнал, 2022 

В искании перспективных образовательных технологий, применяемых для подготовки конкурентоспособных и эффективных специалистов – выпускников вуза, имеющих к тому же компетенции, адекватные требованиям экономики и рынка труда, находятся преподаватели-новаторы. Автор исследования акцентировал внимание на том, что многие современные образовательные технологии так или иначе связаны с процессом цифровизации системы высшего образования. Коллаборация традиционных технологий с новейшими цифровыми технологиями, при творческом подходе, может благоприятствовать созданию новой версии технологии через междисциплинарную интеграцию. По результатам исследования автора соединение дисциплин социально-гуманитарного блока, а именно «Физической культуры и спорта», «Элективных курсов по физической культуре и спорту» (далее ФКиС и ЭКпоФКиС) и «Информатики», демонстрирует высокие показатели результативности, как для обучающихся, которые получают новые компетенции и востребованные гибкие навыки, так и для преподавателей, за счет дополнительного стимула при развитии профессионального мастерства. Материалы исследования могут служить теоретическим 
обоснованием для целесообразности внедрения технологии междисциплинарной интеграции в преподавании ФКиС и ЭКпоФКиС в вузах, как инструмента для повышения эффективности учебного процесса.

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Гревцева Г.Я.

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Вестник ЮУрГУ. Серия "Образование. Педагогические науки", 2022

Социализация – одно из важнейших условий сохранения ценностных ориентиров,традиций, развития человека и общества. Процессы цифровой трансформации оказывают влияние на социализацию личности. Активно используются цифровые технологии, платформы, ресурсы и сервисы для решения образовательных задач и социализации обучающегося в цифровой среде. Цель статьи – раскрыть культурный смысл цифровизации, обеспечивающий цифровую социализацию личности обучающегося в образовательной среде. Анализ научной литературы по тематике исследования позволил уточнить понятийный аппарат, дать определение понятию «цифровая социализация», выделить его структурные компоненты, обосновать педагогические средства, содействующиеразвитию цифровой социализации обучающегося в образовательной среде. Беседа, наблюдение, опрос позволили выделить эффективные формы, методы и средства цифровой социализации личности обучающегося. В статье представлена характеристика цифровой образовательной среды, ее преимущества и недостатки, установлены тревожные риски и негативные последствия цифровизации. Автор считает, что социокультурные, рефлексивно-оценочные технологии, обеспечивающие социализацию (киберсоциализацию) личности, являются наиболее эффективным.

Элеонора Агапова

Сообщений: 79

Москалев М.Г., Носова А.Д., Газизов Т.Т.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

Вестник Томского государственного педагогического университета, 2022

В современном мире жизнь человека невозможно представить без использования различных цифровых ресурсов. Переход к цифровой экономике диктует новые потребности, связанные с современным оборудованием и программным обеспечением, в первую очередь с подготовкой конкурентоспособных кадров для новой экономики, от которых зависит позиционирование и возможности России на мировом экономическом рынке. 
Компетенции молодых специалистов, которые были востребованы несколько лет назад и казались перспективными, например уверенное пользование компьютером, сейчас кажутся базовыми. В постоянно меняющемся мире важно своевременно начать подготовку будущих специалистов для цифровой экономики, так как для переподготовки и обучения кадров потребуются большие временные ресурсы. В таком случае возникает потребность в педагогических кадрах, которые были бы способны начать процесс обучения молодых специалистов. В роли таких представителей сферы образования выступают школьные учителя, от которых зависит качество подготовки будущих работников, а следовательно, и скорость перехода страны на полную цифровизацию всех сфер жизнедеятельности. Для подготовки будущих сотрудников учителям необходимо овладеть новыми компетенциями, которые диктуют современное общество и рынок труда. Тем самым возникает необходимость в комплексной переподготовке и повышении квалификации школьных учителей.

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию