Сообщество / Профориентация

Актуальные публикации в научных журналах педагогического профиля

Элеонора Агапова
13.12.2021 16:00

Сообщений: 112

Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Черняховская Альмира Ильшатовна

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Журнал «Проблемы современного педагогического образования», 2021.

Статья посвящена вопросам ранней профориентации детей дошкольных образовательных организаций, принципам, технологиям построения данной работы, условиям организации развивающей предметно-пространственной среды для успешной ранней профориентации.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Кузнецова Галина Николаевна

Актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах.

Журнал «Современное педагогическое образование»,2021.

В статье рассматриваются вопросы ранней профориентации в дошкольном образовании, анализируются проблемы педагогов в организации работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении, актуализируются ресурсы системы повышения квалификации педагогов. Автор конкретизирует содержательные аспекты разработки дополнительных профессиональных программ в рамках данной темы, представляет описание образовательного модуля «Дошкольник в мире профессий», направленного на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в организации профориентационной работы в условиях дошкольной образовательной организации.

https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-ranney-proforientatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-dopolnitelnyh-professionalnyh-programmah/viewer

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Исаенко Вера Александровна

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал «Педагогическая перспектива», 2021

В статье представлена модель формирования навыков профессионального само[1]определения школьников в общеобразовательной организации, включающая три компонента: 1) развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников; 2) первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7–8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников; 3) профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа». Дана характеристика их теоретической составляющей и представление практического опыта реализации в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край). Охарактеризовано социальное партнерство с другими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями как механизм реализации разработанной модели.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Селиванова Зухра Кадимовна, Родин Алексей Борисович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ КАК НАСУЩНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Журнал «Власть», 2021.

В статье на основе теоретической и эмпирической научной информации демонстрируется комплекс глубоких социальных и культурных проблем и противоречий в российском обществе, возникающих в связи с отсутствием системы профориентации в стране. Авторы обосновывают острую необходимость возрождения на новой основе системы государственного управления профессиональной ориентацией старших подростков, базирующейся на научных расчетах, прогнозах и регулировании рынка труда, в т.ч. с ориентацией на поступление в конкретные вузы страны.

https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-sistemoy-proforientatsii-starshih-podrostkov-kak-nasuschnaya-problema-sovremennoy-rossii/viewer

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Мальцева Вера Андреевна, Шабалин Алексей Игоревич

Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России.

Журнал «Вопросы образования», 2021

В статье предпринимается попытка определить, происходит ли подлинное увеличение спроса на СПО, что может стоять за ним, помимо факторов внутри системы образования, имеет ли это изменение социально-экономические основания. В результате исследования удалось развенчать миф о расширении сектора СПО за счет транзитной траектории «из колледжа в вуз». Спрос на профессиональную образовательную траекторию растет вне «обходного» маневра, при этом не только среди окончивших 9‑й класс, т. е. на главной развилке образовательных траекторий, но и среди 11-классников. Меняющийся спрос на программы СПО вскрыл ригидность системы СПО, которая проявляется в отставании структуры контрольных цифр приема от спроса на специальности, разрастании платного приема, «невидимом» спросе 11-классников. Растущая популярность трека СПО—следствие взаимно усиливающих друг друга факторов со стороны системы образования, негативной экономической динамики и состояния рынка труда. Основным триггером растущего спроса на программы СПО выступает сжатие реальных доходов домохозяйств, что вкупе со снижением доступности высшего образования «выталкивает» школьников с невысоким социально-экономическим статусом из академического трека.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Паламарчук Е.В.

Профориентация в начальной школе.

Журнал "Вестник науки и образования", 2021.

В жизни каждого ребенка рано или поздно встаёт вопрос: «Кем я хочу стать, когда вырасту?» Ребёнок «перебирает» все специальности, с которыми он сталкивается в жизни: учитель, продавец, парикмахер, библиотекарь, редактор, экскурсовод, врач, водитель. Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать уже в начальной школе. В статье исследуется, анализируется, как заглянуть ребёнку в загадочный мир взрослых профессий, узнать о профессиях будущего на любом учебном предмете и во внеурочное время. 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Фурсова Я.С., Овчар Е.Г.

ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал "Образование.Карьера.Общество", 2021.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста осуществляется с применением современных образовательных технологий. Однако стоит учесть современные условия тесного взаимодействия различных сфер жизнедеятельности общества, взаимопроникновения технологий отраслей народного хозяйства и главную тенденцию развития современной мировой 
науки — ​конвергенцию различных технологических направлений. Поэтому, наряду с современными образовательными технологиями в деятельности дошкольных образовательных организаций, авторы статьи рассматривают реализацию форсайт-технологий, которые зародились в среде бизнеса и, казалось бы, далеки от дошкольного детства и задач возраста. Но это только на первый взгляд...

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Черкашин Е.О.

МОДУЛЬ "ПРОФОРИЕНТАЦИЯ"

Журнал "Отечественная и зарубежная педагогика"

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» рассматривается с точки зрения непрерывного процесса выявления позиции школьника по отношению к труду и профессиям—профессионального самоопределения, и включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по 
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение. Задача совместной деятельности педагога и ребенка—подготовить школьника к осознанному 
выбору своей будущей профессиональной деятельности, сформировать образы эффективного труда 
и счастливого труженика, уважаемого в обществе, возможных вариантов трудового пути и перспектив его развития.

 

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Девяткина А.В., Костина М.А.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА
«СТО ДОРОГ — ОДНА МОЯ»

Журнал "Образование.Карьера.Общество", 2020.

Представление детей о выборе профессии меняется много раз в течение всех лет обучения в начальной школе. Большую помощь в раскрытии интересов детей и в определении их склонностей к определенному виду деятельности оказывает реализация проекта по профориентации «Сто дорог — одна моя». Идея проекта — формирование у школьников внутренней готовности 
к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В этом проекте принимают участие обучающиеся четырех школ Кузбасса: Кемерова, Новокузнецка, Топкинского района, Прокопьевска. Они являются пилотными площадками реализации проекта.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Нимировская Ю.К.

Элективные курсы как фактор профессионального самоопределения ученика в образовательной школе

Педагогический журнал

Основная стратегическая линия развития общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям. В современных условиях быстрого роста объема научной информации признается важность и необходимость использования элективных курсов, способствующим профессиональному самоопределению школьников. Обучение в рамках элективных курсов приведет к пониманию важности знаний и позволит определиться в выборе будущей профессии. Актуальность темы статьи обусловлена возросшими требованиями к разработке элективных курсов в современной школе. В статье обосновывается использование элективного курса «Тайна морфогенеза», ориентированного. Акцентируется внимание на роль учителя-мастера, ответственного за формирование профессионального самоопределения в рамках преподавания элективного курса в образовательной организации. Выделен модульный подход при структурировании учебного материала 
элективного курса «Тайна морфогенеза». Рассматривается необходимость интегрированного подхода в процессе проектирования данного элективного курса. Показана необходимость сформировать специальные знания о будущей профессии выпускника школы средствами элективного курса. Следует отметить, что элективные курсы были и остаются важной составляющей в профессиональном самоопределении выпускника школы. Есть основание ожидать, что элективные курсы рассматриваются как 
фактор к освоению профессионального самоопределения учащегося в образовательной организации.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Гимельштейн Е. А., Годван Д. Ф.

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал "Бизнес-образование в экономике знаний", 2020

В данной статье описывается уровень развития систем профориентации школьников в регионах России, рассматривается 
возможность улучшений существующих систем с применением инструментов геймификации.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л.

Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению

Журнал "Профессиональное образование и рынок труда"

Готовность к профессиональному самоопределению школьников нередко остается за скобками как эмпирических исследований, так и профориентационной практики, несмотря на отмечаемую многими профориентологами актуальность темы. Своим исследованием авторы в определенной степени попытались восполнить пробел в знаниях. Цель статьи – осветить состояние проблемы профессионального самоопределения школьников 8–11 классов и предложить методические средства диагностики 
уровня готовности. Приведенные в статье методики и процедуры тестирования могут быть использованы при организации профориентационной работы в школе на этапе оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Светлана Зиновьевна

Сообщений: 21

Хорошая подборка статей по профессиональному самоопределению школьников, спасибо!

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Барихина М.В., Свиридова Н.О.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 
ОБУЧАЮЩИХСЯ

Журнал "Инновационное развитие профессионального образования", 2022

В статье представлен практический опыт государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом учащейся молодежи „Магнит“» (ГБУДО ДУМ «Магнит») по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного самоопределения обучающихся на институциональном уровне. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается авторами как одно из направлений Концепции организационно-педагогического самоопределения обучающихся Челябинской области на 2020–2024 годы, как действенная помощь обучающимся в формировании ориентационного поля развития, реализуемая в виде комплексной программы, включающей в себя четыре блока программ и проектов в трех взаимосвязанных сферах (личность, профессиональное сообщество и профессиональная деятельность). Наш опыт показал, что только при целенаправленной систематической совместной работе педагогов профессионального и дополнительного образования происходит успешное профессиональное самоопределение обучающихся, формируется личность, ее полная самостоятельность в выборе профессии и уверенность в сделанном выборе.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Яценко О.В.

Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков

Профориентация подростков стала в последние несколько лет вновь одной из самых актуальных тем в психолого-педагогическом дискурсе, однако её качество в большей степени продолжает зависеть от индивидуальной квалификации профконсультанта, не обеспечивая при этом гарантированной эффективности её применения. В связи с чем автором была поставлена цель: разработка новой технологии профориентации PROF.Navigator, предполагающей более объективный, технологичный и результативный подход.

Элеонора Агапова

Сообщений: 112

Бурнаева Е.М., Саломатова С.Н.

Цифровая профориентация как необходимая реальность

Управление образованием: теория и практика, 2022

Сегодня российское общество испытывает значительное влияние со стороны информационных технологий, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни и обусловили появление принципиально новых способов обучения, общения и профессиональной деятельности. Понятие«цифровые технологии» считаем составной частью понятия «информационные технологии», поскольку для информационных технологий характерно оперирование информацией не только в цифровом виде, 
до информационных технологий относим, в первую очередь, методы сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, а уже потом средства (аппаратные или программные), благодаря которым это можно осуществить. Большинство учителей не владеют навыкамииспользования цифровых технологий для организации, сопровождения, профессионально
ориентированного консультирования в рамках своей профориентационной деятельности и используют при этом традиционные формы, методы и средства: очные встречи с представителями профессий, экскурсии в вузе на День открытых дверей, очное общение на тематических внеклассных мероприятияхи тому подобное. И не смотря на то, что сегодня является повсеместным использование ресурсов сетиИнтернет, тем не менее, вовлеченность таких ресурсов в профориентационную деятельность учителяявляется недостаточной.

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию