Чулпан Рафатовна |
21.09.2020 11:39
|
Сообщений: 3 |
Добрый день. Чем ресурсный класс отличается от коррекционного класса? Что значит ресурсный центр? |
Гульшат Галяутдинова |
28.09.2020 09:01
|
Сообщений: 3 |
Добрый день, коллеги!!! Мне кажется вопросы инклюзии волнуют многих педагогов. Ведь, действительно, рамках реализации ФГОС детей с ОВЗ вопросов больше, чем ответов. Коллеги, буду благодарна, если будете делиться опытом. Спасибо! |
Валентина Чернявская |
05.11.2020 14:15
|
Сообщений: 22 |
Ресурсные центры В настоящее время решение вопроса обучения детей с нарушениями в развитии зависит от заключения психолого-медико-педагогической консультации, желания родителей и готовности общеобразовательной школы принять «особенного учащегося», для чего она должна решить ряд задач:
Качественно и быстро решить данные задачи для внедрения инклюзивного образования невозможно. Значительную психолого-педагогическую и методическую поддержку могут оказать ресурсные центры, при создании которых целесообразно использовать ресурс специалистов коррекционных школ и школ-интернатов, имеющих не только библиотечный ресурс специальной дефектологической литературы, высоквалифицированных дефектологов в штате, но и многолетний опыт обучения «особенных детей». Ресурсный центр инклюзивного образования должен стать структурным подразделением организации образования. Его деятельность должна быть направлена на методическое и организационно-информационное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях в рамках реализации инклюзивного образования. Система оказания ресурсной помощи специалистами: - информационная помощь: консультирование об особенностях воспитания, обучения и развития детей с нарушениями в развитии с учётом передового отечественного и зарубежного опыта; предоставление специализированной литературы и публикаций; − методическая помощь: разработка методических материалов, адаптированных образовательных программ; предоставление информации о современных инновациях в дефектологии; − социально-правовая помощь: взаимодействие с различными учреждениями с целью обеспечения правовой информацией родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи; − организационно-координационное направление, осуществление образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Таким образом, организация служб комплексного (социального и медико-психолого-педагогического) сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования, а также создание системы разноуровневых ресурсных центров могут оказать значительное содействие развитию инклюзивного образования. |
Валентина Чернявская |
05.11.2020 14:18
|
Сообщений: 22 |
Что такое ресурсный класс? Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы. Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду. В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения. При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:
Как устроены ресурсные классы Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой». В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным. Подходы и методы Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником. На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения, например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА). Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам. Формы работы в классе Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается. Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают супервизор и куратор ресурсного класса. В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса. Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог или тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия. Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: тьютор, учитель ресурсного класса, учитель-дефектолог, куратор. Ключевая роль тьютора Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка. Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает. Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению. В обязанности тьютора входит:
Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:
Другие специалисты Учитель ресурсного класса
Учитель-дефектолог — специалист, который обладает знаниями по психолого-педагогическому сопровождению особых детей. Деятельность учителя-дефектолога направлена на помощь ребенку в освоении адаптированной образовательной программы. К основным направлениям работы учителя-дефектолога в ресурсном классе относятся:
Куратор оказывает помощь специалистам при разработке и корректировке адаптированной образовательной программы и ее индивидуальной части, консультирует по вопросам разработки и реализации поведенческой программы, планов-конспектов, осуществляет помощь в ходе анализа результатов мониторинга и результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников. |
Валентина Чернявская |
06.11.2020 15:06
|
Сообщений: 22 |
рекомендую посмотреть материал вебинаров РООИ "Перспектива":
https://inclusion24.ru/webinars/territoriya-uspeha-sozdaetsya-inklyuzivnymi-shkolami/
Эксперты:
https://inclusion24.ru/webinars/bestsennyj-opyt-inklyuzii-ot-kazanskih-pedagogov/
|