Сообщество / Инклюзивное образование

Чем ресурсный класс отличается от коррекционного класса? Что значит ресурсный центр?

Чулпан Рафатовна
21.09.2020 11:39

Сообщений: 3
Добрый день. Чем ресурсный класс отличается от коррекционного класса? Что значит ресурсный центр?
Гульшат Галяутдинова

Сообщений: 3

Добрый день, коллеги!!!

Мне кажется вопросы инклюзии волнуют многих педагогов. Ведь, действительно, рамках реализации ФГОС детей с ОВЗ вопросов больше, чем ответов.

Коллеги, буду благодарна, если будете делиться опытом.

Спасибо!

Валентина Чернявская

Сообщений: 22

Ресурсные центры

В настоящее время решение вопроса обучения детей с нарушениями в развитии зависит от заключения психолого-медико-педагогической консультации, желания родителей и готовности общеобразовательной школы принять «особенного учащегося», для чего она должна  решить ряд задач:

  1. Подготовить педагогический состав к обучению школьников с особыми образовательными потребностями;
  2. Предусмотреть в образовательном процессе реализацию коррекционных программ;
  3. Обеспечить наличие материально-технических средств обучения, удовлетворяющих потребности разных категорий детей.

Качественно и быстро решить данные задачи для внедрения инклюзивного образования невозможно. Значительную психолого-педагогическую и методическую поддержку могут оказать ресурсные центры, при создании которых целесообразно использовать ресурс специалистов коррекционных школ и школ-интернатов, имеющих не только библиотечный ресурс специальной дефектологической литературы, высоквалифицированных дефектологов в штате, но и многолетний опыт обучения «особенных детей».

Ресурсный центр инклюзивного образования должен стать структурным подразделением организации образования. Его деятельность должна быть направлена на методическое и организационно-информационное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях в рамках реализации инклюзивного образования.

Система оказания ресурсной помощи специалистами:

- информационная помощь: консультирование об особенностях воспитания, обучения и развития детей с нарушениями в развитии с учётом передового отечественного и зарубежного опыта; предоставление специализированной литературы и публикаций;

− методическая помощь: разработка методических материалов, адаптированных образовательных программ; предоставление информации о современных инновациях в дефектологии;

− социально-правовая помощь: взаимодействие с различными учреждениями с целью обеспечения правовой информацией родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи;

− организационно-координационное направление, осуществление образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. 

Таким образом, организация служб комплексного (социального и медико-психолого-педагогического) сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования, а также создание системы разноуровневых ресурсных центров могут оказать значительное содействие развитию инклюзивного образования. 

Валентина Чернявская

Сообщений: 22

Что такое ресурсный класс?

Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.

Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.

В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.

При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:

  • готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом/ментальными нарушениями;
  • наличие или создание команды специалистов ресурсного класса;
  • решение вопросов финансирования ресурсного класса.

Как устроены ресурсные классы

Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».

В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:

  • рабочее место учителя/специалиста;
  • место для проведения так называемого «круга», для приветствия друг друга/ прощания;
  • столы для индивидуальных занятий;
  • место для групповой работы;
  • зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.

В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.

Подходы и методы

Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником.

На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения, например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА).

Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам.

Формы работы в классе

Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.

Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают супервизор и куратор ресурсного класса.

В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.

Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог или тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.

Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: тьютор, учитель ресурсного класса, учитель-дефектолог, куратор.

Ключевая роль тьютора

Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.

Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.

Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.

В обязанности тьютора входит:

  • проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса/учителем планам-конспектам;
  • выполнение учебных планов обычного класса;
  • сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;
  • помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;
  • организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.

Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:

  • выраженные агрессивные и аутоагрессивные проявления;
  • трудности организации собственной продуктивной деятельности в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов и самообслуживании;
  • ограничения в понимании речи учителя.

Другие специалисты

Учитель ресурсного класса

  • участвует в составлении и реализации адаптированной образовательной программы ребенка;
  • выявляет приоритетные навыки ребенка на данный момент;
  • определяет навыки для формирования на индивидуальных занятиях и указывает критерии их усвоения;
  • анализирует результаты тестирования, на основе которого составляет и корректирует индивидуальную часть адаптированной образовательной программы;
  • анализирует данные наблюдений за поведением обучающихся ресурсного класса;определяет учебные дисциплины, которые школьник с РАС будет изучать совместно с общеобразовательным классом;
  • подбирает, адаптирует и модифицирует используемые учебные материалы;
  • совместно с учителем общеобразовательного класса участвует в организации процесса обучения детей ресурсного класса;
  • проводит различные мероприятия по распространению знаний об аутизме и эффективных методах работы с детьми.

Учитель-дефектолог — специалист, который обладает знаниями по психолого-педагогическому сопровождению особых детей. Деятельность учителя-дефектолога направлена на помощь ребенку в освоении адаптированной образовательной программы.

К основным направлениям работы учителя-дефектолога в ресурсном классе относятся:

  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций и заданий, навыки работы по образцу), стереотипа учебного поведения, навыков социального взаимодействия, учебных и коммуникативных навыков;
  • развитие представлений о себе и своем социальном окружении, помощь коллегам в адаптации учебных, дидактических материалов и организации образовательной среды, обеспечение методической поддержки учителю класса.

Куратор оказывает помощь специалистам при разработке и корректировке адаптированной образовательной программы и ее индивидуальной части, консультирует по вопросам разработки и реализации поведенческой программы, планов-конспектов, осуществляет помощь в ходе анализа результатов мониторинга и результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников.

Валентина Чернявская

Сообщений: 22

рекомендую посмотреть материал вебинаров РООИ "Перспектива":

  1. 02.2020.«Ресурсная школа – ресурс для учеников, педагогов, родителей»
  • Эксперты:
    Ольга Егупова, учитель-логопед, координатор проекта «Ресурсная школа – территория успеха для каждого», ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ (руководитель проекта по взаимодействию специальных и коррекционных школ);
  • Маргарита Позднышева, клинический психолог, методист по инклюзивному образованию ГБОУ города Москвы «Школа № 158», участник проекта «Ресурсная школа»;
  • Лилия Курмалеева, учитель-логопед, учитель ресурсного класса для детей с РАС ГБОУ города Москвы «Школа № 830», участник проекта «Ресурсная школа».

https://inclusion24.ru/webinars/territoriya-uspeha-sozdaetsya-inklyuzivnymi-shkolami/

 

  1. 03.2020 «Использование Ресурсной комнаты в работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ»

Эксперты:

  • Марина Владимировна Хоменко, директор МБОУ «СОШ №156» г. Казань;
  • Венера Рашидовна Садикова, куратор инклюзивного образования, зам. Директора по НО МБОУ «СОШ №156»;
  • Светлана Васильевна Храмова, ресурсный педагог МБОУ «СОШ№156»;
  • Елена Владимировна Убанкина, заведующая МБДОУ №123 г. Казань;
  • Светлана Викторовна Липатова, учитель дефектолог МБДОУ №123 г. Казань.

https://inclusion24.ru/webinars/bestsennyj-opyt-inklyuzii-ot-kazanskih-pedagogov/

 

 

Что бы написать сообщение надо пройти авторизацию