История успеха Орловой Лилии Николаевны
- Кто повлиял на выбор Вашей профессии: родители, классный руководитель, учитель-предметник, друзья, или это был Ваш личный выбор?
- В детстве у меня было много интересов. Нравились уроки математики, и я участвовала в олимпиадах, решала сложные задачки на смекалку. С 6 лет вдохновлял мир музыки, училась в музыкальной школе и пела постоянно, подбирая на слух мелодии из кинофильмов. Ещё страсть была к творчеству и дизайну одежды – много шила и вязала, придумывала авторские платья и одежду для себя и родных. В школьном активе я была всегда культоргом, мне нравилось организовывать сверстников и проводить интересные мероприятия. Перед выбором в 16 лет стояло три профессии: учитель математики, музыкант и швея. Рядом был чуткий наставник в лице мамы – учителя математики. В беседе со мной обсуждали преимущества и сложности, все «за» и «против» каждого из вариантов профессии. Выбор был сделан в пользу творчества, и я поступила в музыкальное училище г.Нижнекамска на народное отделение, а потом на музыкальный факультет Казанского государственного педагогического университета и поняла, что не ошиблась. Это было наилучшим решением. Хотя оказалось, что это был только старт профессиональной карьеры.
- В чем заключается основной секрет Вашего профессионального успеха?
- Пожалуй, это творчество и ответственность за дело. Все, за что ты берешься, делай качественно, отвечай за результат и думай о людях, которые с тобой рядом в команде.
- Что или кто мотивирует Вас двигаться вперед и достигать новых вершин? Основой мотивацией для меня является желание постоянно развиваться, не стоять на месте, улучшать свои личные и профессиональные качества. Желание быть полезной ученикам, детям, соратникам, организации, быть примером для своих сыновей. Нести достойно звание учителя в четвертом поколении. Ориентируюсь на легендарных личностей, беру с них пример – восхищаюсь Владимиром Познером, например. Среди моих наставников также немало неординарных личностей, таким маяком сейчас для меня служит Сергей Сергеевич Гиль – доктор педагогических наук, профессор, президент фонда «Интеллектуальный альянс».
- Есть ли у Вас профессиональное кредо, на которое Вы опираетесь в профессиональной деятельности?
- Я всегда говорю себе: «Мечтай о невозможном – получишь максимум». В любой ситуации находить разные варианты решения, идеи, и основываться на оптимизме и юморе. Если ты чего-то достигаешь, это открывает новые горизонты для самореализации и профессионального роста.
- Если бы у Вас сегодня был выбор и возможность заново построить свой профессиональный путь, что бы Вы изменили, поменяли, внесли нового?
- Работать я начала рано. За 30 лет трудовой деятельности было освоено более 15 профессиональных ступеней. Недавно решила провести анализ всех моих профессий, должностей, навыков. И вот какой интересный список получился:
- В 17 лет полевые работы в стройотряде;
- В 18 лет музыкальный руководитель в детском лагере;
- Преподаватель по классу баяна ДМШ №2 и хоровой студии;
- Артист городского оркестра по инструменту домра;
- Аккомпаниатор в танцевальном ансамбле;
- Артист ансамбля «Науруз»;
- Тамада и ведущий праздников;
- Учитель музыки в школе;
- Режиссёр концертов;
- Художественный руководитель и сценарист массовых мероприятий в Управлении по делам молодёжи;
- Аниматор;
- Баянист исполнитель;
- Дирижёр хора;
- Руководитель детского народного ансамбля;
- Руководитель детского ансамбля гитаристов;
- Руководитель детского вокального ансамбля;
- Вожатый, старший вожатый в ДОЛ;
- Культорганизатор;
- Начальник лагеря в ДОЛ;
- Педагог дополнительного образования в Казанском суворовском училище;
- Координатор направления, руководитель проекта «Олимпиада наставников» в Университете Талантов;
- Заведующий оргмассовым отделом по работе с одаренными детьми ЦТР и ГО;
- Автор профильных программ летнего отдыха;
- Дизайнер образовательных программ;
- Руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Университет Талантов;
- Фотограф-любитель;
- Наставник-эксперт;
- Модератор;
- Фасилитатор;
- Игропрактик;
- Тренер личностного развития;
- Спикер форумов и конференций;
- Экскурсовод;
- Преподаватель Университета Талантов;
- Профессиональный коуч Международного Эриксоновского Университета;
- Автор курсов личностного самопознания;
- Профконсультант департамента развития и внешних связей КГЭУ.
- В юности у нас была понятная простая дорога – закончил колледж или вуз и работай по распределению по специальности. Потом время стало меняться, и потребовались другие навыки и качества. Сейчас я бы прошла череду профессиональных проб и стажировок, чтобы более четко сфокусировать свой персональный маршрут и, возможно, не распыляться на каком-то промежуточном этапе, а усилить свою экспертность. Здесь главное – любить свое дело, находить вдохновение, удовольствие от процесса и результата, «находиться в потоке», как пишет в своей книге М. Чиксентмихайи.
- Назовите три самые главные качества, которые позволяют Вам преодолевать разные профессиональные кризисы и трудные времена?
- Во-первых, спокойствие и понимание, что трудности – это этапы профессионального развития и некий вызов для твоего роста и продвижения к вершине мастерства; во-вторых, оптимизм и уверенность в своих силах; в-третьих, коммуникация и командность. Когда выстраиваешь прочную систему взаимоотношений и связей с коллегами, с членами команды, у тебя появляется мощная поддержка единомышленников, которые помогают в любой сложной ситуации.
- У каждого человека, кто осознанно подошел к выбору профессии, безусловно, были свои наставники. У Вас есть свой наставник? Если да, то чему он научил Вас в первую очередь?
- Одним из первых наставников и ярким маяком в моей педагогической деятельности стала преподаватель педагогической практики из музыкального училища Софья Абдулловна Гарифзянова. Она научила вдохновлять своих подопечных, верить в их потенциал, развивать способности, поддерживая и аккуратно давая обратную связь. Она сама вырастила большую плеяду известных музыкантов и показала, как важно, чтобы каждый ученик ушел с урока с открытой душой и желанием прийти снова учиться новому, двигаясь к совершенству. В своей работе с учениками и в наставничестве со студентами я всегда придерживалась этих постулатов. Сейчас мой наставник – это Сергей Сергеевич Гиль. За годы совместной работы в Университете Талантов под его научным руководством многое стало меняться в моей профессиональной карьере, укрепилось проектное мышление, расширилось мировоззрение, появились новые амбиции. Я неоднократно читала его диссертацию «Самореализация подростков: условия и технологии педагогического содействия», посвященную сопровождению талантов. Всегда беру за основу его позицию: быть открытым к таланту и сопровождать, не навязывая свои мысли, решения. Жизнь молодого человека – это самостоятельный трек. «Свобода – необходимое условие самореализации личности». Мыслить масштабно, равняться на мировые стандарты – эти советы я запомнила на всю жизнь. По его мнению, человеческие ценности – основа деятельности, и если их нет в любой сфере, работа бессмысленна. Мы и сейчас поддерживаем связь, через социальные сети или телефонный разговор, обсуждаем волнующие вопросы, делимся мнением, несмотря на расстояния.
- Какие качества Вы считаете главными для достижения профессионального успеха?
- Целеустремленность, настойчивость в достижении результата, гибкость и креативность в принятии решений, вера в успех.
- Какие привычки помогают Вам справиться с профессиональными задачами и серьезными решениями?
- Таких привычек несколько. Мне помогает структурированность и схематизация – когда видишь на листе сложную ситуацию, зафиксируй ее в схеме, поиск решения начинает складываться, как в математической задачке. Еще есть привычка генерировать идеи, а потом выбирать лучшее решение. Здесь есть много инструментов, с которыми я делюсь на своих тренингах «Выбор за тобой». Еще есть правило «Первого шага» – не знаешь как начать, начни с любого доступного действия, сделай маленький шаг вперед.
- В каком возрасте Вы начали принимать самостоятельные и ответственные решения?
- В семье нас было четверо детей. Я была старшей сестрой, на которой всегда лежала большая ответственность. Приходилось отвечать за младших братьев и сестру. К 16 годам я уже выработала принцип, что если есть поручение, задание, дело, то надо доводить его да конца, а если, совершаешь ошибку, то и она является твоей зоной ответственности. Тогда появились первые ростки системного мышления, когда ставила себе разные задачи, совмещала между собой, вычленяла главное. Одним из серьезных решений было в 17 лет, когда я поехала в составе стройотряда музыкального училища в Молдавию, там осваивала технологию обработки, сбора овощей и фруктов. Это позволило заработать первые деньги, понять ответственность за выполняемую работу. Я до сих пор храню грамоту за качественный труд и ответственность, которую мне тогда вручили. Она мне очень дорога. Именно тогда трудолюбие, ответственность, заложенные в семье, впервые проявились за пределами родного дома, в трудных условиях.
- На каких примерах Вы учились? У Вас были герои, на которых Вы хотели быть похожими?
- Главные примерами стали мои родители – комсомольцы, приехавшие в новый строящийся город Нижнекамск. Отец был экскаваторщиком и совмещал тяжелую работу с обучением на разных курсах, в университете. Он был разработчиком инноваций на нефтехимическом заводе, потом вел несколько бизнесов. Я многому у него научилась – и чувству юмора, и риску, и жизнестойкости. Мама, посвятившая свою жизнь школе, показывала пример большой любви к ученикам и преданности своему предмету. Даже сегодня, когда ей уже за 70 лет, она продолжает заниматься со старшеклассниками, решая задания ОГЭ и ЕГЭ. Для нее каждый ученик – это личность.
- У Вас были ошибки, на которых Вы учились и из которых извлекали опыт?
- Говорят, чем больше ошибок ты совершаешь, чем богаче твой опыт и сильнее дух. Но мы часто боимся их совершать. Конечно, были и у меня такие моменты. Как человек творческий, увлекающийся, бывает, что ринешься в проект, а всех рисков не увидишь. Проходит время, и потом начинаешь сожалеть, что не дал себе время до конца все взвесить, обсудить и договориться. Такой опыт учит снимать розовые очки, советоваться с людьми критического склада ума, оценивать риски. Теперь это помогает.
- Есть ли обратная сторона медали профессионального успеха и продвижения по карьерной лестнице?
- Бытует мнение, что если человек строит карьеру, то, значит, он несчастлив в личной жизни или чем-то пожертвовал. По-моему, нужно уметь гармонично распределять свои ресурсы на все жизненные сферы, уметь останавливаться и рефлексировать «Туда ли ты идешь? Действительно ли это тебе необходимо? Не упустил ли что-то важное?». В этом мне очень помогает мое Эриксоновское коучинговое образование и практика. Считаю, что только ты сам можешь понять этот баланс, расставив приоритеты и опираясь на свои жизненные ценности.
Рекомендации, советы и напутствия молодым людям, планирующим выбрать свое профессию
- Важные советы, которые Вы можете дать молодым людям, планирующим свою будущую профессиональную карьеру.
- Наблюдайте за своими интересами – что нравиться делать, чем увлекаетесь, какие сферы вызывают наибольший интерес?
- Расширяйте свой горизонт профессий, изучайте новые профессиональные отрасли и специальности – возможно, там область применения вашего таланта.
- Время от времени проходите тестирование и диагностику, например, «Хочу. Могу. Надо», «Икигай» и консультируйтесь у профориентологов.
- Анализируйте свои предпочтения. Обсуждайте варианты профессий с разными людьми. Задавайте много вопросов.
- Если есть возможность «примерить» какую-то специальность, сходите, попробуйте – поймете «ваше или не ваше».
- В старших классах проходите тренинги или специальные программы по профориентации, например, в Университете Талантов, выходя на осознанность и понимание себя «Кто я? Каким хочу быть профессионалом? Что мне для этого необходимо? Какие сильные стороны уже есть и что развивать в себе?».
- Развивайте навык выбора, а, значит, умения нести ответственность.
- Следите, как меняются тренды развития экономического мира и уклада, что ждет и ценит работодатель, какие навыки необходимы для определенного специалиста. Для помощи – ресурс «Атлас новых профессий» или стажировки на площадке «Россия – страна возможностей!»
- Как Вы считаете, какие навыки необходимо развивать современным школьникам, чтобы в будущем быть конкурентоспособным профессионалом в любой области?
- Гибкость, умение креативно мыслить, коммуникация и работа в команде, видение и преадаптация.
- Как Вы считаете, какие ошибки совершают молодые люди, планируя свое будущее, в том числе профессиональную карьеру?
- Отдают право принятия решения о профессиональном пути родителям, учителям, друзьям. Можно и нужно прислушиваться к близким, но все таки выбор лучше делать самому.
- Если бы Вы набирали команду профессионалов для реализации социально значимого проекта, какие критерии Вы бы включили для отбора специалистов?
- Ответственность, оптимизм, гибкость, командное взаимодействие, целеустремленность и достижение результата. Важно понимать жизненные ценности команды.
- Если бы Вы были автором учебника по профессиональной навигации молодых людей, то о чем бы Вы стали говорить в предисловии?
- Мир меняется стремительно, и изменения эти будут постоянными, быстрыми и неопределенными. Меняется и наше представление о профессиональном выборе человека. Сегодня мы начинаем больше говорить не о профессиях, а о компетенциях, которые нужны будут в профессиональном «гардеробе» специалиста, которые он наденет под любую экономическую погоду и ситуацию.
- Как молодым людям найти свое призвание?
- Слушать себя, пробовать разные варианты, постоянно развиваться, еще пробовать и опять слушать себя.